Мнемотехника для развития памяти: уникальные системы тренировок для всех возрастов
Содержание:
- Запоминание иностранных слов
- Запоминание списка слов
- 12 лучших способов запомнить информацию
- Интервальные повторения
- Логическое запоминание
- Запоминание имени и человека
- Техники эффективного запоминания
- Умные карты
- Мнемоника
- Как лучше усваивать информацию. Топ-15 советов
- Тренировка памяти
- Мнемонические техники запоминания
Запоминание иностранных слов
Вы можете свободно использовать любой метод из предыдущих, однако существует еще один интересный способ запоминания иностранных слов.
Это очень удобно, поскольку изучение слов в иностранных языках обычно происходит по темам.
Поэтому если вы хорошо знаете свой город и легко можете вспомнить нужные места, остается только прикрепить к местам, предметам, людям, животным и другим объектам необходимые ярлыки в виде слов.
Так выглядит алгоритм техники, которая способствует запоминанию иностранных слов:
- Поскольку не имеет смысла учить все-все слова, выбирайте только 20% самых важных, которые встречаются чаще всего в нужной вам теме. Найдите какой-либо список часто встречающихся слов по теме. Например, для поддержания разговора вполне может хватить 2-3 тысяч слов, а специфические слова нужны, если вы желаете читать профессиональную литературу по теме.
- Ставим сроки, в которые нам необходимо выучить эти слова. По данной методике вполне можно учить 30-50 слов в день. Для 100 слов уже придется попотеть.
- Создаем яркий образ для слова на русском языке.
- Ищем русское слово, наиболее созвучное, к примеру, английскому слову. Чтобы уточнить звучание, можно использовать сервисы от Google или Яндекса, в которых есть аудио с произношением слов.
- Совмещаем опорный образ из дворца или города памяти с образом перевода и образом иностранного слова. Все это должно быть в одной картинке в голове.
- Берем листочек для заметок, например 7,5 х 7,5 см, и вносим в него с одной стороны слово, с другой стороны — перевод.
- Пробуем написать иностранное слово. Сначала подсматриваем. Второй раз меньше подсматриваем. Третий раз пишем не глядя. Можно добавить еще три проверочных этапа записи: пишем, снова подсматривая, затем не глядя, а затем с последней буквы до первой (справа налево), чтобы получилось слово, которое можно прочесть обычным способом слева направо.
- Если переводов у слова несколько, то добавляем себе в образ каждый вариант.
После прохождения всех этапов можно перейти к следующему слову.
Карточек со временем становится очень много, поэтому важно сразу раскладывать их по выбранным тематикам. Повтор с карточки производится в двух видах: по русскому слову вспоминаем английское слово, затем по английскому слову вспоминаем русский перевод
Повтор с карточки производится в двух видах: по русскому слову вспоминаем английское слово, затем по английскому слову вспоминаем русский перевод.
Естественно, колоду с карточками важно каждый раз перетасовывать. Только не спешите подглядывать, дайте памяти попробовать вспомнить самой
Запоминание списка слов
Представим, что вы идете по магазинам и должны купить 10 вещей. Достаточно небольшой список, но нам нужен лишь пример.
Поэтому воспользуемся нашими опорными точками из дворца памяти в виде дороги к магазину.
Вот список покупок:
- Хлеб.
- Помидоры.
- Сладкий перец.
- Мясо.
- Масло.
- Огурцы.
- Зубная щетка.
- Мыло.
- Средство для мытья посуды.
- Кастрюля.
Воображаем и с ходу записываем образы:
- Выхожу из подъезда и вижу лавку, которая состоит из хлебных буханок. Вокруг лавки несколько бомжей пьют и периодически закусывают кусками хлебной лавки.
- На стоянке несколько водителей поссорились и играют в перестрелку помидорами.
- По дорожке через двор идут крупные бабули с телами из красных перцев.
- Сильно пахнет жареным мясом, и оказывается, что прямо на лавке какой-то деловитый кавказец жарит шашлык.
- Рядом с мусорными баками детишки устроили каток. Несколько ребят из больших бутылей разливают масло и с удовольствием катаются по нему, периодически забавно падая.
- У парикмахерской вместо колонны оказался большой огурец, который издает характерный треск, так как с трудом выдерживает вес балконов.
- Стоянку перед магазином драит своей зубной щеткой новобранец.
- Половину крыльца магазина теперь сдают под рукомойник, в котором можно попробовать разные сорта пахучего мыла.
- Ну а на двери в магазине красуется большая реклама с домохозяйкой, рекламирующей столь натуральное средство для мытья посуды, что его можно даже пить (это женщина и демонстрирует).
- Между входными дверями в магазине сидит попрошайка с большой кастрюлей и громко стучит по ней, пока ему не подадут мелочь.
Таким образом, мы совмещаем предмет из памяти с предметом, который необходимо запомнить, используя все те же 10 принципов запоминания.
12 лучших способов запомнить информацию
1.От общего к деталям. Человек лучше запоминает информацию, когда видит картину в целом. Поэтому при изучении всего глобального (законов, исторических сражений, химических опытов или при пересказе текста) сперва нужно прочитать все сведения и лишь потом переходить к запоминанию точных данных – формул, определений, персонажей.
2. Приемы мнемотехники. Подходят для того, чтобы хорошо запоминать цифры, а также для усвоения другой информации. Среди приемов мнемотехники наиболее действенны ассоциации, рифмы, параллели с уже известными данными, визуальные схемы.
3. Зрительная память. Отлично подходит, чтобы лучше запоминать слова, математические уравнения, целые абзацы информации. Кому-то достаточно прост несколько раз прочитать кусок текста, другим помогают рисунки, схемы, ментальные карты – любая визуализация.
4. Маркирование. Чтобы лучше запоминать прочитанное, необходим конспект с пометками. В советских школах учителя заставляли прорабатывать литературные тексты с карандашом в руке и многие из старшего поколения помнят классику со школьной скамьи именно из-за этого. Маркером можно выделять важные абзацы и тезисы в тетрадях, методичках, распечатках. Мозг лучше запоминает данные, выделяющиеся среди остальных, поэтому данный рецепт – идеальный метод для обработки больших информационных объемов и их запоминания.
5. Дозирование и чередование. Когда нужно запомнить огромный объем разной информации необходимо ее дозировать , чередовать. Причем можно чередовать с другими предметами и сведениями или же с физической активностью. В этом отлично поможет техника Помидоро и правильные настройки таймера. Лучше всего разделить все данные на блоки и тратить на их освоение по 20-30 минут. Чередовать лучше несмежные предметы (математику и историю), а также умственные и физические нагрузки.
6. Троекратное повторение. Чтобы лучше запоминать, повторяйте любой материал трижды. Первый раз через 5-10 минут после изучения, второй – через 2-4 часа, третий – через сутки. Рецепт проверенный и дает гарантию качественного запоминания.
7. Побудьте в роли учителя. Бытует мнение: сделал – лучше запомнил. Но алгоритм «рассказал – запомнил» работает не хуже. Рассказывайте все полученные сведения – кому-нибудь или даже самому себе, и это принесет отличные плоды.
8. Умейте сконцентрироваться
Чтобы лучше запомнить правило или стих, нужно сконцентрировать внимание и не отвлекаться. Если с концентрацией есть проблемы, стоит освоить несколько упражнений для работы над вниманием. 9
Пересказывайте изученное. После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. И, главное, вслух
9. Пересказывайте изученное. После изучения блока информации перескажите его. Лучше реальным людям, но можно и самому себе. И, главное, вслух.
10. Добавьте впечатлений. Память – интересная вещь и не всегда знаешь, как лучше запоминать. Например, хорошо работает эмоциональное восприятие. Чем больше эмоций вызывают те или иные данные, тем крепче они сохранятся в голове. Именно поэтому экспериментировать – это не плохо. Учитесь необычными способами и в необычных местах – помогает!
11. Мотивация. Как лучше запоминать материал? Найти вескую причину и необходимость его запомнить. Если подумать и четко осознать все преимущества освоения материала, учиться станет проще.
12. Без перегрузок! Что делать – чтобы лучше запоминать? Заниматься умеренно. Даже если до экзамена остались сутки, можно успеть подготовиться – выучите главные тезисы и исключите мелкие детали.
Память легко тренируется. И если уделять запоминанию больше внимания, то постепенно мозг начнет усваивать огромные объемы информации без серьезных усилий и стараний.
Интересно почитать:
Интервальные повторения
Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.
Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.
Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:
- первое – спустя 20 минут после заучивания;
- второе – спустя 6 – 8 часов;
- третье – через сутки.
Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.
Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:
- первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
- второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
- третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).
В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.
Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.
Логическое запоминание
И снова о «крючочках». Но теперь они будут не визуальными, а логическими.
Возможно, для кого-то этот способ окажется ближе, чем визуальные методы, а кто-то сможет использовать оба способа.
Вам следует просто задать несколько вопросов о том материале, который требуется запомнить. Обычно этот способ совершенствования памяти используется для текстов, хотя можно попробовать и с другой информацией.
Полезна ли мне данная информация?
Где я могу применить данную информацию?
Что наиболее важно для меня?
До какой степени точности необходимо запомнить?
Какие есть закономерности в данной информации?
Что хотел донести автор?
Как можно проще объяснить эти данные?
Какие выводы я могу сделать из этой информации?
Согласитесь, что используя эту технику запоминания текста, требуется также поработать над информацией, но чем больше мы вложимся в нее, тем ценнее она будет для нас, тем вернее запомним и сможем использовать ее в нужный момент.
Запоминание имени и человека
Рассмотрим еще одну распространенную ситуацию, когда вам надо запомнить имена нескольких новых людей на встрече или вечеринке. Конечно, намного проще, когда все с бейджами, но это скорее исключение из правил.
Итак, мы идем на новую встречу и решили, что будем запоминать в локацию комнаты, которую мы разбирали выше. И вот нас знакомят с первым человеком — Петром Васильевичем.
Мы должны не только запомнить имя человека, но и узнать его через некоторое время. Поэтому первоначально смотрим внимательно на лицо человека. Вы должны заинтересоваться новым человеком, иначе запоминания не получится.
Все остальное: цвет волос, прическа, борода, усы и очки могут измениться уже на следующий день.
Скорее всего, телосложение и рост слишком резко не изменятся, поэтому их тоже стоит охватить взглядом.
Точно так же и здесь: пусть образ зафиксируется у вас в голове. Это называется иконическая память. Но образ очень быстро угасает, а нам необходимо сохранить его и использовать дальше.
Когда образ есть, можно либо запомнить имя, либо провести ассоциацию с предметом из дворца памяти. Лучше начать с имени, поскольку оно может исчезнуть из памяти очень быстро.
С помощью всей троицы мы и будем создавать образ. Чтобы добавить нелепости, можно сразу посадить Петра и Василия на плечи Петру Васильевичу.
Если Петр Васильевич крепкий, то это уже будет цирковой номер с силачом, если щуплый, то такого вы не увидите даже в цирке.
Старайтесь создавать образы всегда одинаково, например по правилам чтения: имя слева, отчество справа. Иначе вы можете легко запутаться, особенно в мужских именах.
Что делать, если имена необычные? Такие имена часто запоминаются легче из-за необычности (вы невольно испытаете эмоции и обратите больше внимания).
Переводите буквы в образы и запоминайте по ним. Можно разделить на смысловые части, если это возможно: лютый и бор, лар (сокращенно от «ларец» или, если больше нравится, «ларек») и мина.
Если необходимо запомнить и фамилию (что на практике бывает реже), то действуем сходно с запоминанием трудных имен.
Теперь у нас есть образ человека и дополнительные образы, связанные с его именем. Остался последний штрих — соединить всю картину с образом из нашей комнаты.
Первый образ у нас гитара, так что Петр Васильевич может играть на гитаре. Но здесь также лучше создать правило и помещать опорные образы всегда справа или слева от того, что надо запомнить.
Если при этом они будут, как механические человечки, издавать звуки, краснеть и синеть по очереди и делать что-нибудь необычное, то вы сможете еще много раз назвать ни о чем не подозревающего Петра Васильевича по имени.
Техники эффективного запоминания
Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.
Ключевые слова
Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.
По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится
Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте
Логические цепочки
Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.
Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.
Рифмы
Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.
Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.
Смотреть, обидеть, видеть.
Держать и ненавидеть.
Зависеть, слышать, гнать.
Вертеть, терпеть, дышать.
Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.
Аббревиатуры
Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.
Мнемонические фразы
Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:
- “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
- “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
- “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).
Эффект края
Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.
Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.
Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.
А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.
Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.
Ошибайтесь
Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.
В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.
Умные карты
Относительно небольшие объемы информации можно запоминать с ходу, но когда наступает потребность выучить целую книгу или лекцию, то составлять для нее длинный рассказ или задавать вопросы по каждому пункту будет достаточно трудно.
Идея такой техники быстрого запоминания и совершенствования памяти принадлежит Тони Бьюзану (Топу Buzari).
Эта задумка витала в воздухе еще задолго до него, поскольку к моменту изобретения «умных карт» уже были созданы семантические сети, ориентированные графы, кластерные карты и древовидные диаграммы.
Сейчас карты используются не только для запоминания, но и для составления планов, генерации идей, подготовки к докладам и других целей.
Существует также множество программных продуктов для создания «умных карт», например MindJet, Freemind, Xmind, NodeMind.
Это удобно и с практической точки зрения: когда под рукой только листок и ручка, вы сможете реализовать лишь этот метод.
Вот несколько правил составления «умных карт»:
- Прежде чем приступить к работе над информацией, сформулируйте вопросы о содержании информации.
- Положите горизонтально лист размером АЗ или А4.
- Первоначально делайте все рисунки карандашом (если есть под рукой), чтобы внести исправления, если возникнет необходимость, а надписи можно сразу вписывать ручкой.
- В середине листа нарисуйте круг. Здесь будет основная тема вашей карты. Впишите сюда название карты и сделайте рисунок, изображающий основную тему. Можно взять картинки, либо рисовать от руки, либо изобразить главную идею символически. Не бойтесь начать, даже если у вас плохие художественные навыки, наша цель — не поступление в художественную академию, а запоминание. А самый быстрый способ запомнить — это нарисовать.
- Теперь от центрального круга начните проводить линии. Это будут самые широкие линии, содержащие самые крупные части информации.
- Если за главную тему в круге мы бы взяли, допустим, неделю, то каждая крупная линия стала бы днем. В итоге у нас получаются ветви, которые мы можем подписывать какими-либо словами и подрисовывать к ним картинки. Рекомендую подписывать крупные ветви печатными буквами.
- Если вы работаете с очень большим объемом информации, то лучше рисовать крупные ветви по ходу поступления данных. Если же объем не очень большой, то вы можете полностью прочесть информацию и постараться выделить главные идеи, чтобы зарисовать их в виде основных ветвей.
- Далее вы ищете более мелкие единицы информации и проводите от основных ветвей более тонкие ветви, подписываете их, иногда используя небольшие пиктограммы. Возвращаясь к простому примеру с неделями, на маленьких ветвях вы уже расписываете все по часам.
У вас могут быть еще более мелкие ветви, которые отходят от ветвей второго, третьего и последующих уровней. Работайте с ними аналогично, чтобы в результате получить несколько деревьев, растущих из одного круга:
- На небольших ветках удобнее делать подписи прописными буквами.
- При именовании ветвей старайтесь использовать относительно короткие подписи в 1-5 слов. Слова должны содержать самые ключевые данные, которые помогут вспомнить весь блок информации.
- Желательно делать подписи так, чтобы все слова читались с одного ракурса.
- Между ветвями различных уровней могут быть дополнительные связи, которые также лучше отмечать. Эти связи можно подписывать и обозначать пиктограммами;
- Добавьте цвет для каждой ветви.
В целом ментальные карты — дело нехитрое. Составить их сможет даже дошкольник. Самое главное, как всегда, это пользоваться данной техникой, а не просто принять к сведению и пройти мимо.
Процесс запоминания снова сводится к главным 10 принципам, которые были рассмотрены ранее.
Текст запоминается на основе ключевых слов. До одного ключевого слова можно сжать как фразу, так и абзац и даже целую главу.
Мнемоника
Впервые интерес к памяти возник у древних греков. Они системно подошли к этому вопросу и выявили закономерности запоминания.
Впоследствии полученные закономерности были сведены в науку, которая называется мнемоника или мнемотехника – техника запоминания, основанная на повторении и практике.
Какими бы методами вы не пользовались, вам обязательно следует включать свои знания в дело.
Поэтому прежде, чем браться за запоминание, отбросьте все ненужное, малозначимое, то, что, возможно, не пригодится
Оставьте самое важное, без чего нельзя обойтись в вашей задаче
Это касается и языков, и учебных предметов, и телефонов, и профессиональных знаний.
Если же вы будете запоминать все подряд, то просто потеряетесь в потоке малозначимых деталей, так и не добравшись до сути.
К тому же, запоминая самое главное, вы будете чувствовать больше мотивации, ставить данную задачу как более приоритетную, а значит, запоминание пойдет легче и качественнее.
Когда вы только приступаете к изучению, повторяйте чаще.
Примерные границы такие: повтор сразу после принятия материала, через 10-20 минут после последнего повтора, повтор через 8-15 часов, повтор через 2-3 дня, повтор через 5-7 дней, повтор через 20-30 дней, повтор через 60-90 дней, повтор через 180-365 дней.
Но в любом случае не отходите далеко от предложенной схемы мнемонической техники запоминания. А также учтите, что информация может и не перейти в долговременную память, если не использовать хотя бы шестой повтор на 30-й день.
Как лучше усваивать информацию. Топ-15 советов
- Выбирайте для занятий утреннее время. Не учите на голодный желудок. Делайте перерывы, во время которых проветривайте помещение.
- Ни на кого и ни на что не отвлекайтесь.
- Продумайте оптимальный набор учебников, учебных пособий и обучающих онлайн ресурсов. Ограничьте их набор для простоты использования.
- Не пытайтесь сразу освоить большой объем информации, учите частями, повторяйте прочитанное или прослушанное несколько раз.
- Распечатайте информацию, которую хотите запомнить, на бумаге разных цветов. Процесс запоминания отдельных блоков будет ассоциироваться именно с ними.
- Представьте, что вы педагог, который объясняет тему урока или ученый, сделавший научное открытие. Никто кроме вас не знаком с этой темой так хорошо. С таким настроем приступайте к ее изучению.
- Если то, вы учите, вам понадобится не только в ближайшем будущем, но и в перспективе, поставьте перед собой такую установку. Отнеситесь к изучаемому предмету как к долгосрочному вложению в свои знания.
- Составьте расписание занятий, продумайте оптимальные интервалы повторения материала в течение дня, недели, месяца и т.д. Внесите это расписание в мобильный телефон, чтобы не забыть.
- Прежде, чем учить, постарайтесь понять, то, что вы учите. Не понимаете — проконсультируйтесь со специалистом.
- Если в процессе усвоения информации, вам встречаются пробелы в знаниях, не поленитесь, ликвидируйте их, иначе знания будут поверхностными.
- При необходимости записывайте тезисы — написанное легче запоминается.
- Стараясь запомнить большой объем информации, меняйте обстановку. Ассоциации с разным местоположением облегчат запоминаемость.
- Подключите к процессу обучения жесты, телодвижения, мимику, голос. Это прогонит скуку и однообразие из рутинного процесса.
- Придумайте себе выгоду, которую вы получите, освоив информацию.
- Никому (даже самому себе) не жалуйтесь на плохую память.
Существует множество научных методик и житейских советов по освоению больших и малых объемов информации различного уровня сложности. Выбрать есть из чего, но главное, о чем должен помнить каждый из нас, — необходимо сделать этот процесс регулярным и непрерывным. Не будем забывать о выводах ученых — наша память имеет колоссальные резервы, не использовать которые было бы глупо и непростительно.
Тренировка памяти
Каждодневные тренировки необходимы не только мышцам, но и памяти. Чем интенсивнее напрягать мозг, заставляя его работать, тем больше повышается способность к анализу и запоминанию информации. Такие упражнения разрушают умственную рутину, стимулируют возникновение, развитие новых путей.
Основные требования к упражнениям для тренировки мозга и памяти:
-
Сложность. Задание должно давать новые знания и вызывать умственное усилие. Можно начать изучение иностранного языка, осваивать игру на музыкальном инструменте или научиться решать судоку.
-
Новизна. Если занятие привычно и уже отработано, то толку от него не будет, даже если оно сложное и изматывает интеллектуально. Чтобы память и ум развивались, необходимо выйти из привычного круга и занять себя чем-то новым и неизведанным.
-
Интерес. Задания рекомендуется выбирать увлекательные, чтобы не возникло желания забросить их спустя пару дней. Тренировки стоит проводить сложные, но охота заниматься ими дальше пропасть не должна.
Мнемонические техники запоминания
Что такое мнемоника? Это понятие определяют как сочетание различных техник и приемов, которые призваны облегчить запоминание и увеличить общий объем памяти за счет создания искусственных ассоциаций. На этом приеме основаны все самые известные мировые техники запоминания.
Наиболее простым, но самым эффективным в мнемонике является правило визуальных ассоциаций. Стоит вспомнить хотя бы один предмет, входящий в ассоциативный ряд, и остальные вспомнятся следом за ним. Главное – создать искусственную ассоциацию и связать ее с последующими в одну цепочку.
Для лучшего запоминания информации необходимо превращать ее в определенные образы. Такой способ поможет намного лучше, чем автоматическое зазубривание. Сведения, которые человек запомнил по методу мнемоники, не только быстрее усваиваются, но и навсегда останутся в памяти. Особенно это касается специфических текстов, которые сложно заучить обычным способом.
Выбор наиболее подходящего образа
Разные предметы можно запомнить по-разному: какие-то остаются в памяти обобщенно, а другие, напротив, детально и очень подробно. Поэтому для создания ассоциации подойдет не каждый образ.
Критерии для выбора ассоциативного предмета в мнемонике:
-
Крупные образы. Даже если выбранный предмет не отличается большими размерами, то образ, соответствующий ему, должен быть крупногабаритным. К примеру, если запоминать кролика и экскаватор, то лучше представить зверька размером с механическую машину.
-
Цветные образы предмета. Образное представление запоминаемого предмета должно иметь тот же цвет, что и оригинал. Бесполезно пытаться запомнить радугу, если использовать для этого однотонный предмет.
-
Насыщенность. Яркий образ запоминается легче, поэтому лучше добавить в него как можно больше красок и блеска.
-
Обилие деталей. Нужно проработать детальность образа. Если запоминать мордочку кролика, то стоит добавить все мельчайшие детали: блестящие глазки-бусинки, постоянно двигающийся носик, шевелящиеся усы. Это поможет, если запоминать сложные пароли при помощи мнемоники.
-
Объем. Не рекомендуется использовать плоские и «картонные» образы, так как они плохо запоминаются.
Память и сила человеческого сознания превосходит компьютерные программы для 3D моделирования в несколько раз. Любой человек может мысленно рассмотреть со всех сторон, приблизить и изменить любой предмет. В этой области возможности мозга мало изученны.
Создание образной картинки
Соединение нескольких образов дает цельную картинку, которая должна соответствовать определенным правилам. Изображение должно быть:
-
Динамическим. Запоминание движущегося предмета происходит легче, так как он привлекает к себе больше внимания.
-
Необычным. Яркие, красочные и нестандартные образы быстро запоминаются. Например, вместо «стакан» лучше использовать такой образ: «Прозрачный стакан, наполненный ароматным чаем». Этот прием в большинстве случаев оказывается эффективным.
-
Эмоциональным. Такой пример запомнить не только проще, но и интереснее.
-
Связанным с остальными элементами. Связь должна быть логичной и обоснованной, кроме того, составляющие картинки должны находиться в подходящей обстановке. К примеру, названия различных овощей запомнить легко, если представить их на прилавке овощного магазина.
Запоминание абстрактных понятий при помощи мнемоники
Существуют такие слова, которые невозможно облечь в визуальную форму – власть, доброта, гнев, боль и т.д. Но ассоциативный метод и богатое воображение помогут и в этом случае.
Представить боль можно в виде лекарств или больничной палаты, любовь – как сердце, власть – в виде трона или короны. Это довольно распространенные образы, поэтому здесь не должно возникнуть затруднений.
Когда необходимо запоминать термины, мнемоника предлагает сделать это следующим способом. Образ придумается не только для самого слова (с чем оно созвучно), но и для его значения. При правильном и удачном подборе образных картинок все они легко связываются в общую цепь.