30+ упражнений для развития креативного мышления

Что такое креативное мышление?

Креативность – это взять уже известные элементы и соединить их уникальным образом. Она подобна искусству совмещать несовместимое.

Чтобы понять, что это такое, можно посмотреть на детей. Они всегда мыслят образами, активно воображают и много фантазируют. Только потом в процессе обучения и воспитания креативное мышление уходит на 2-ой план или подавляется вовсе. Взамен развивается умение мыслить структурно, логически, в строго ограниченных рамках.

Результатом творческого мышления является образование новых, уникальных мыслей. Логический подход подразумевает усвоение и переработку уже существующих идей.

За логическое мышление отвечает левое полушарие мозга, за творческие способности – правое. Способность мыслить креативно обуславливают следующие психические процессы:

  • восприятие;
  • воображение;
  • память.

Даже если у человека доминирующим является левое полушарие, креативное мышление можно развить, регулярно упражняясь над совершенствованием перечисленных мыслительных процессов.

Упражнения для развития креативного мышления у взрослых

В психологии есть специальные упражнения, которые нацелены на улучшение способности мыслить креативно. Самыми распространенными из них являются:

  • нестандартный подход;
  • онлайн тренажеры мозга;
  • игры.

Нестандартный подход

Упражнение «нестандартный подход» имеет несколько вариаций. В первом случае можно выбирать любую картинку и выдавать как можно больше информации о том, что на ней изображено. В другом случае психологи рекомендуют читать тексты наоборот: или сверху вниз, или справа налево. Это не так легко, как кажется, на первый взгляд. Известно, что за креативное мышление отвечает правое полушарие мозга. Для развития этого полушария можно использовать упражнение на зеркальное отображение картинок, которое предлагается сделать самостоятельно.

Онлайн тренажеры мозга

При наличии свободного доступа в интернет заниматься улучшением креативности не составит труда в любом месте. Для этих целей можно использовать время нахождения в общественном транспорте. Посредством планшета или телефона можно проходить онлайн тренажеры для мозга или онлайн тренинги, которые проводятся с определенным количеством людей. Задания на развитие креативности:

  1. Таблица Шульте;
  2. Анаграммы;
  3. Пятнашки;
  4. Таблицы Горбова и т.д.

Таблица Шульте

Игра «Белогривые лошадки»

Одним из методов развития креативности является игра «Белогривые лошадки», которая нацелена на пробуждение воображения. Для того чтобы играть в эту игру, не надо тратить никаких средств. Если есть возможность провести 30 минут на природе или свежем воздухе, можно начать изучать облака. Каждому облаку следует давать характеристику, наблюдать за их движением, сравнивать форму облаков, их вид с животными или предметами. На первых порах описание облаков будет довольно скудным. Но уже через неделю каждодневной тренировки об одном облаке можно будет написать небольшой рассказ.

Развитие креативного мышления не будет лишним ни для кого. Эта способность поможет стать успешнее не только в мире бизнеса, но и романтических отношениях или самосовершенствовании. Учитывая, что формирование ее приходится на момент дошкольного развития, а развивается она на протяжении всей жизни, то тренировать ее не составит труда. На сегодняшний день креативность мышления является одной из самых востребованных способностей человека, исключая базовые.

Латеральное мышление Эдварда де Боно

Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.

В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.

Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.

Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы. Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

PwC

Тренинг развития креативного мышления от Академии PwC создан для тех, кто ищет способ отказаться от привычного взгляда на вещи и раскрыть свои творческие возможности. В рамках курса его участники узнают о наиболее эффективных приемах развития креативного мышления и смогут применить их на практике. Нестандартный взгляд на знакомые явления будет полезен не только специалистам творческих профессий, но и всем работникам интеллектуального труда. Тренинг призван помочь тем, кому для работы требуется вдохновение. Полезен он будет лидерам, которым необходимо оценивать чужие творческие идеи и отбирать лучшие из них для реализации.

Целевая аудитория:

Руководители, которым нужны новые идеи в работе, новые способы реализации проектов и бизнес-процессов, возможности управления своей креативностью, умение выбирать из различных идей наиболее ценные и прикладные.

Формы абстрактного мышления

Абстрактное мышление представлено в виде следующих основных форм.

  • Понятие, отражающее признаки класса из 1 элемента, а также однородных предметов. Выражается в виде слов и словосочетаний в языке
  • Суждение характеризуется утверждением либо отрицанием. Применяется к предметам, их отношениям или свойствам. Выражается повествовательным предложением, бывает простой и сложной разновидности.
  • Умозаключение делается посредством одного или ряда суждений в соответствии с правилами. Так развитие логики необходимо для того, чтобы иметь возможность изучать такого рода посылки и заключения.

Тесты на выявление способностей к творчеству

Тест Дж. Гилфорда

Первооткрывателем оценки способностей к творчеству стала работа Джоя Гилфорда. Он определил суть творческого мышления в сочетании разработанных оригинальных, новых образов и мыслей человека. Другие тесты, разработанные после него стали интерпретацией этой работы.

Тест выявления творческих способностей Гилфорда строится по определенным принципам:

  • Насколько просто и эффективно выявляются способности к творчеству на практике, при решении задачи. Учитывается количество решений и ответов, полученных за определенное количество времени.
  • Переключаемость или гибкость ответов, переход с одного предмета на другой.
  • Уникальность ответов.

Тесты Э. Торренса

Еще одним популярным методом диагностики способностей являются тесты психолога Элиса Пола Торренса. Изучение креативности Э. Торенса представляет собой части, характеризующие творчество на вербальном, изобразительном и звуковом уровне.

Тесты Торренса выполняются в заданный промежуток времени. Полученный результат оценивается по определенным принципам:

  • Скорость выполнения, число решений, уложившихся в определенный промежуток времени.
  • Разносторонность ответов.
  • Неповторимость предложенных решений.
  • Конкретизация идей и решений.

Тесты Е. Торренса разработаны в 60-х годах и подходят для людей разного возраста и маленьких детей. Тесты Торренса постоянно видоизменялись и совершенствовались, имеют много аналогичных вариантов.

Тест Е. Туник

Тест Е. Туник направлен на определение креативности у подростков и взрослых людей. Тест помогает выявить предрасположенность человека к следующим критериям:

  • Любопытство. Любознательный человек, имеющий интересный характер. Интересуется окружающим миром, занимается самопознанием, любит размышлять и познавать строение новых вещей, механизмы работы, выполняет интересную работу, читает книги, узнает как можно больше новой информации.
  • Рискованность. Рискованность проявляется в отстаивании своих идей и мыслей перед окружающими, не боится возможной негативной реакции людей на творчество, имеет твердый характер. Человек склонный к риску имеет цель и идет к ней, невзирая на возможные препятствия, готов к последствиям ошибок, готов пойти на риск для достижения конечного результата. Считается с мнением других людей, но не поддается на провокации.
  • Воображение помогает человеку придумывать новые события и вещи, которых никогда не существовало в действительности, видеть предметы, не имеющие аналогов и то, что скрыто от глаз простого человека. Воображение способствует созданию произведений искусства и литературы.
  • Готовность к сложностям. Человек, имеющий непростой характер, занимается изучением сложных явлений и объектов. Не ищет легких путей решения поставленных задач, все делает самостоятельно, на свой страх и риск. Изучение сложных вещей является неотъемлемой частью жизни такой личности.

Задавайте вопрос «почему» (и не прекращайте это делать)

Когда ребенок спрашивает вас «почему», устраивает ли его первый ответ? Нет, он будет продолжать, пока не дойдет до сути. Это любопытство является неотъемлемой частью творческого процесса. Вопрос «почему» может помочь нам найти инновационные решения, потому что это заставляет копать глубже, пока мы не дойдём до корня проблемы. Это то, что не умеет делать машина.

Например, основатели Open Bionics задались вопросом, почему протезы верхней части тела должны иметь форму крючков, и создали многозахватные бионические протезы рук. Они пошли дальше и спросили себя, как сделать бионические протезы доступными для всех, кто в них нуждается. Но они не остановились на этом. Они продолжали, пока не создали Hero Arm: протез, который заставляет детей чувствовать себя супергероями.

Hero Arm, фото Smart Reality

Недавно я заметил, что у моей семьи из четырех человек четыре машины, и спросил себя, зачем каждому из нас автомобиль. Я обнаружил, что на парковке всегда оставалась одна машина, даже когда дома никого не было. Итак, я продал свою. В результате мы сократили стоимость страховки более чем на 20%, расходы на газ на 25%, а также выбросы углекислого газа. Вот какой может быть польза, если постоянно задавать себе вопрос «почему?».

Формирование творческого мышления

Развитие творческого мышления включает применение множества методов. Как оно формируется?

  • Тренинги.
  • Индивидуальное совершенствование. Высокий уровень интеллекта позволяет наиболее полно раскрыть задатки и получить пользу. К примеру, при сформированном воображении возможно абстрагирование (как и развитие абстрактного мышления).
  • Характер мышления, в данном случае — творческого, формируется и в процессе обучения. Требуется не только овладеть теорией, но и создать нечто, неизвестное науке до данного момента.
  • Учащийся не только осваивает материал, но и участвует в предлагаемой познавательной деятельности. Применение своих суждений при решении задач делает методы развития творческого мышления все более совершенными.

Значение слова креативный

Помимо этой работы в моей компании Accidental Creative и моего опыта в качестве лидера креативной команды профессионалов, я также провел бесчисленные интервью с теоретиками креативного подхода, экспертами по производительности и руководителями организаций, такими как Дэвид Аллен (автор книги «Как привести дела в порядок»), Сет Годин (автор книг «Незаменимый», «Фиолетовая корова»), ри- Кардо Креспо (старший вице-президент и главный креативный директор Twentieth Century Fox FCP), Ричард Вестендорф (исполнительный креативный директор Landor Associates), Скотт Белски (старший исполнительный директор Behance и автор книги «Воплощение идей»), Тони Шварц (автор книг «То, как мы работаем, — не работает», «Жизнь на полной мощности»), Кейт Феррацци (автор книг «Никогда не ешьте в одиночку», «Ваша группа поддержки») и др.

Самая важная часть его работы — проверить и одобрить каждый креативный бриф до того, как тот попадет в креативный отдел.

В креативный класс входят ученые, архитекторы, писатели, художники и представители иных профессий, создающие новые идеи, технологии и креативный контент.

Креативный класс у нас — это динамичная среда: его состав постоянно обновляется, поскольку однажды «зачисленные» в креативный класс, но не показавшие высоких результатов к следующему мониторингу, то есть через полгода, вынуждены сделать шаг назад.

Логика оперирует тем, что уже известно, но чтобы создать что-то новое необходим креативный подход, – в основе лежал нестандартный, креативный подход, допускающий, новые идеи и то, под каким углом на эту задачу еще не смотрели.

Здесь можно найти ответы на следующие вопросы: «Как усилить креативное взаимодействие?» и «Какие методы позволяют стимулировать креативный процесс в окружающих или помогают им стать более креативными людьми?» Часть вторая описывает навыки, позволяющие помочь другим людям повысить собственную креативность и проникнуть в суть бессознательных креативных процессов посредством построения ментальных карт и латеральных стратегий мышления.

Такой вот креативный сбор представителей креативных индустрий по поводу одной из самых креативных профессий.

О том, что «креативный» столичный хомяк не имеет ничего общего с созиданием, с подлинной креативностью.

Макроаспекты креативности имеют отношение к а) методам укрепления творческого взаимодействия между двумя людьми или внутри группы и б) к тому значению, которое приобретает креативный процесс в контексте организации и организационного решения проблем.

Помимо ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности.

Активно занимайтесь творчеством

Творчество развивает воображение, т. к. заставляет все время им пользоваться. Если вы далеки от искусства, то придется наверстать упущенное. Без развития творческих навыков стать креативным человеком – это все равно, что выиграть забег, лежа на диване. Абсолютно любое творчество способно приносить пользу, если оно созидательно, то есть учит создавать нечто принципиально новое. Правильным решением станет посещение театрального кружка для взрослых или занятия с репетитором по актерскому мастерству.

Почему именно актерское мастерство?

  1. Работа с классической литературой – это расширение кругозора.
  2. Воплощение роли на сцене – это уникальный психологический опыт. Чем больше ролей, тем лучше актер разбирается в людях.
  3. Работа на сцене – это прививка от страха публичных выступлений, развитие уверенности в себе, харизмы, голосовых и речевых качеств.
  4. Вся постановка полностью оживляется воображением режиссера и актеров, прежде чем предстает перед зрителем. Это лучший тренинг навыков представления.

Развитие креативного мышления основывается на всех этих принципах и критериях в совокупности.

Как стать интересным собеседником

Для того чтобы развить креативность речи, тоже есть интересные несложные упражнения. К тому же их выполнение надолго поднимет настроение.

  • Попробуйте вслух размышлять на самые невероятные темы. Это упражнение имеет условное название «Что было бы, если…». Расскажите о том, что было бы, если бы земля была плоской, а стулья улетали бы зимовать в теплые края. Желательно, чтобы рассказ получился связным и с интересными подробностями.
  • Представьте, что нужно составить толковый словарь и придумать свое определение для всех предметов и явлений. Можно не ограничиваться одним предложением, а написать небольшой рассказ. Главное, чтобы смысл описываемого слова стал понятен. Начинайте с простых предметов и постепенно переходите к абстрактным.
  • Упражнение «Слово-фраза». В течение дня развлекайтесь, придумывая к абстрактному слову фразу, слова которой будут начинаться с букв этого слова. Фраза должна получится связной и грамматически правильной.

1С-Рарус

Способность создавать новые решения, находить оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления, является одним из важных качеств в развитии бизнеса. Неординарность мышления помогает находить новые точки роста, использовать более эффективные подходы в работе и жизни.
Как любой скилл, креативность можно прокачать.

Для кого?

Для всех предпринимателей, наемных сотрудников, фрилансеров и начинающих, если вы считаете, что пора внести разнообразие в текущую действительность и научиться генерировать новые идеи вне зависимости от погоды и настроения.

В результате вы:

  • получите набор инструментов для самостоятельного или группового использования при поиске идей,
  • попрактикуетесь в решении открытых задач,
  • получите рекомендации по развитию инновационной культуры у себя в компании,
  • начнете формировать навыка гибкого мышления.

Лекцию ведет Виталий Микрюков, он же Ветас Разносторонний, основатель Творческого инкубатора Creative Happens, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, эксперт в digital-маркетинге, блогер, исследователь методологий креативного мышления.

Необходимость развития разных видов мышления

Важно иметь представление о том, какой именно из видов творческого мышления нужно развивать для ситуаций и повседневности. Современные технологии позволяют выбирать оптимальный вариант из разнообразия

Способы развития мышления применяются для улучшения познавательного процесса. При этом творчество на начальном этапе отражает действительность с таким результатом, которого еще не существует. Развитие стратегического мышления либо пространственной, системной, позитивной его формы предпринимается для возможности изменять окружающие условия.

Примером всестороннего подхода может служить развитие математического мышления. Это сфера цифр и вычислений. Когда дело касается геометрии, становится понятно, что подобный склад ума — следствие интуитивного понимания пространства. Требуется воображение, умение представлять объекты в трехмерном отображении и их детали. Чтобы освоить эту функцию, понадобится развитие пространственного мышления. В результате можно анализировать свойства структур, трансформировать их, создавать. Установлено, что лишь части людей присуще пространственное мышление. Но и его можно успешно развивать.

Что такое креативность

Давайте выясним, что же такое креативность и чем это свойство может помочь в карьере и жизни. Профессиональные психологи относят креативность к общим особенностям человека, связанным с творческими возможностями. Это способность видеть необычные детали в повседневных вещах, связь между несовместимыми понятиями и найти абсолютно свежий подход к решению надоевшей старой задачи.

Считается, что дети до подросткового возраста могут быть очень креативны, ведь у них еще не сложился шаблон восприятия мира. Дети не могут, да и не хотят подавлять свое творческое начало, вокруг них все играет яркими красками. Взрослея, люди все больше теряют способность мыслить нестандартно, погружаясь в мир обязанностей и шаблонов. Однако не все потеряно, существует несколько способов развить креативность в себе, научиться чувствовать новое каждую минуту жизни. Конечно, это не позволит стать величайшим художником или изобретателем, но жизнь заиграет яркими красками, да и скачок в карьере будет не за горами.

Развитие креативного мышления у школьников

Нешаблонное
мышление — основной фактор открытий в юношеские годы и средство самовыражения.
Чаще всего в школе не уделяют этому аспекту должного внимания или оно
подавляется в угоду развития «практических» навыков, т.е. чаще нестандартное
мышление и вовсе не приветствуется.

Ученики
должны вести себя хорошо, а выход за рамки правил строго карается. Таких
нарушителей часто называют «бунтарями», считая, что в дальнейшем из таких
молодых людей ничего хорошего не выйдет. Удобно, когда дети слушаются, не
проявляют инициативу, т.е. прислушиваются к мнению взрослых, не имея своей
точки зрения.

Современный мир очень быстро меняется, именно поэтому для лучшего будущего всего человечества необходимо изменять устоявшиеся парадигмы и условия воспитания. Нужно учить решать задачи нестандартными подходами и методами, выходить за рамки обыденности, создавая нечто новое.

Большинство
научных работ, посвященных развитию нестандартного мышления, говорят о том, что
креативное мышление возможно развить. Особенно хорошие результаты можно
получить при развитии «свободного» мышления в дошкольные и школьные годы.

Главная
задача любого учителя — развить интерес к изучаемому предмету. Активизировать
при помощи «волшебной кнопки» (творчества) заложенные в ребенке изначально
познавательные процессы.

Существуют известные стереотипы, что креативные способности невозможно развить. «Что дано одному, недоступно другому». На самом деле это далеко не так. В каждом человеке можно развить стремление к творческому решению проблемы.

Особенно
если учитывать, сколько сегодня рынок предоставляет интересных методических
пособий, задачников на развитие различных когнитивных функций (памяти,
внимания, мышления). Проблемой становится вопрос, как это применить на школьных
уроках.

У дошкольников и детей младшего школьного возраста легко идет обучение в форме игры. Игра —  один из самых эффективных способов рассказать основные принципы, методы, приемы развития нестандартных способов решения проблем.

Особенности развития творческого мышления

Методы развития творческих способностей в психологии достаточно многочисленны. Отмечают концепции:

  • латерального мышления (нестандартного, с множеством подходов);
  • изобретений (к примеру, система ТРИЗ, как метод развития творческого мышления, представляет собой теорию решения изобретательских задач);
  • синектику (метод коллективного исследования или усовершенствованный «мозговой штурм»);
  • другие.

Наибольшей универсальностью обладает первая разновидность Э. Де Боно. Латеральное мышление — это теория логики и понимания, связанных с разработкой новых идей.

Говоря об особенностях творчества, имеют в виду деятельность по созданию новых ценностей с применением оригинальных идей. Развитие нестандартного хода мыслей требует нетривиальности (оригинальности), стремления к новизне, гибкости.

Рекомендации по развитию креативного мышления

Один
музыкант сидел со своим другом в баре, и они разговаривали. Второй был озабочен
вопросом, кем ему стать в жизни… На что друг ему ответил, «Тебе необходимо
стать музыкальным агентом (охотником за талантами), они ничего не делают».

Музыкант
пошутил, а друг воспринял его слова всерьез. Устроился в фирму в отдел
корреспонденции, где работали агенты. Благодаря своему уму и креативности он
получил работу агента. Позже стал заключать контракты не со звездами, с которыми
контракт хотели заключить все, а заключал с молодыми музыкантами, подающими
надежды.

За
короткий срок он стал самым популярным агентом (смог организовать свою студию
звукозаписи). Он пошел неизведанной дорогой, сделал то, чего другие не делают —
это и есть проявление истинной креативности!

Джон
Лассетер мечтал делать 3D-мультипликацию. Он планомерно двигался к своей
мечте. Джон хотел быть частью команды самой известной кинокомпании Disney. Сначала, он устроился оператором
аттракциона в одном из парков. Позже добился того, что ему предложили работу в
студии.

Он сделал
предложение о создании инновационного для того времени мультфильма в 3D-графике. Но Дисней на протяжении
огромного количества лет снимал лишь 2D-фильмы. Ему отказали и уволили.

Он не
опустил руки и позже, когда одна из мультипликационных компаний стала
принадлежать Стиву Джобсу, пришел к нему с этим предложением. Стив не
отвернулся от него, поверив в этого «чудака». Он выписал свой личный чек на 500
тыс. долларов, сказав следующее: «Только одна просьба Джон. Просто сделай его
выдающимся».

Это фильм
взял «Оскара», компания Pixar стала самой успешной. А фильм
назывался «История игрушек» — один из самых популярных и «смотрибельных»
фильмов для взрослых и детей.

Креативность
проявляется в любой сфере нашей жизни. Она важна в развитии каждого человека.
Без нее невозможно создать новый продукт, сделать уникальную карьеру и
превратить свои мечты в реальность.

Издательский дом «Первое сентября»

Цель курса – совершенствование компетенций педагогов в сфере креативного решения проблем образовательной среды и образовательного процесса. Слушатели узнают, что такое дизайн-мышление, изучат особенности и назначение дизайн-мышления в общем образовании; научатся организовывать и проводить сессии дизайн-мышления в ходе проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ-инструментов с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Учебный план:

  • Тема 1. Основные методы и инструмент дизайн-мышления
  • Тема 2. Дизайн-мышление как способ планирования, организации и анализа
  • Тема 3. Дизайн-мышление в образовательном процессе

Находить новую информацию

Чтобы стать по-настоящему творческим человеком, необходимо постоянно находиться в поисках нового, того, что еще неизвестно, но может стать полезным. Начинать читать книги, стараясь при этом обдумывать получаемую информацию.

Одним из способов развить креативность мышления считается общение с людьми, которые придерживаются противоположных взглядов. В спорах рождается истина — научившись с интересом воспринимать мнение других людей, соглашаться с непривычными теориями, можно значительно расширить свой кругозор.

С самого детства родители и педагоги учат быть таким, как все, не выделяться. Этот шаблон следует разрушить, ведь только свободный, независимо мыслящий человек способен создавать новое. В любой кажущейся стандартной ситуации можно пробовать найти необычные составляющие. Это нелегко, многие шаблоны сидят в нас с детства и уже успели стать частью реальности.

Попробуйте сменить обычный маршрут поездки на работу, иногда пересаживайтесь из салона машины на велосипед. Посетите новую выставку, откройте книгу, которая раньше казалась бессмысленной. Чем чаще стараться выглянуть за грани обыденности, тем ярче станет восприятие мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector