Мнемоника, мнемотехника и приёмы запоминания

Практическое применение мнемотехник

Достаточно тренировать свою память ежедневно по 15-20 минут. Использовать проверенные мнемотехники для запоминания.

Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.

Также требуется запоминание стихов и текстов по школьной литературной программе. Стихи являются хорошей тренировкой для памяти, увеличивают словарный запас рифмованных слов, развивают творческие способности.

Имея натренированную память, можно выучить не один иностранный язык за короткое время.

Приемы мнемотехники позволят вам увеличить объем новых иностранных слов в двое. Изучив английский язык, можно с легкостью использовать его, как матрицу для запоминания слов немецкого или другого языка.

Прием «Цепочка»

Он хорошо подходит, если нужно запомнить ряд равнозначных образов, которые не зависят друг от друга и никак не связаны между собой. Сухая последовательность действий, например. Методом «Цепочка» хорошо запоминать, например, план выступления.

Недостаток приема – эффект стирания связей. Через некоторое время будете помнить только первые и последние объекты из последовательности. Если, конечно, не будете регулярно повторять.

Освоить прием очень просто. Надо попарно соединять образы друг с другом по типу цепочки (отсюда и название). Для удобства обозначим их цифрами. По этой методике образ 1 соединяется с образом 2, 2 с 3, 3 с 4. И каждый раз нужно, чтобы в воображении фигурировало только два образа.

То есть, сначала соединяем молоток с гвоздем, потом представляем в голове пару гвоздь-курица, потом – курица-паштет и так далее.

Как использовать мнемотехнику для лучшего запоминания

Механизм памяти заключается в постоянном пополнении информации через органы слуха и зрения, и одновременном стирании старой информации. Получается, что объем памяти остается неизменным. Если не пользоваться определенной информацией, то она забывается.

Типы памяти:

  • кратковременная – это информация, которая непрерывно подается в мозг с органов зрения и слуха;
  • оперативная – здесь происходит распознавание и фильтрация информации;
  • долговременная – после осмысления информация кодируется и хранится в долговременной памяти.

Приемы мнемотехники направлены на использование всех видов памяти.

Советы для эффективного запоминания.

  1. Для простого восприятия информацию систематизируют в логичную схему;
  2. Занятия регулярные, с маленькими и равными временными промежутками;
  3. Легко запоминается новая информация, которая связана со знаниями, хранящимися в долговременной памяти.

Как улучшить память: полезные советы по использованию мнемотехники

Улучшить память с помощью мнемотехники можно только при постоянном выполнении техник и упражнений. Начать можно с самых простых вещей: запомните номер телефона, банковской карты, лицевых счетов в ЖКХ.

Заучивайте стихи и прозу, это положительно влияет на развитие ассоциативных связей и памяти в целом.

Запоминайте имена коллег, членов их семей, тренируйтесь, постоянно вспоминая эту информацию. 

Запоминайте события, происходящие с вами в течение дня, присваивайте им ассоциации и вспоминайте детали перед сном. Фиксация образов и действий помогает развить память, используя простые методы мнемоники. 

Читайте еще: Ментализм

Опорными образами считаются не только визуальные, но и запахи, чувства, ощущения, воспоминания, музыка, звуки. Чем лучше они зафиксированы в памяти, тем сильнее запомнятся связанные с ними образы.

Тренировки в системе мнемотехнике следует поначалу проводить в одиночестве и тишине. Так легче сосредоточиться и визуализировать некие образы, выделить опорные понятия.

Если мозг отвлекается, плавно возвращайте мысли в нужное русло и думайте о необходимых вещах.

Какие еще существуют мнемотехники и способы развития памяти

Поговорим о методе «Цицерона» для запоминания текстовой информации. Он был так назван в честь великого исторического деятеля, философа, политика, превосходного адвоката, великолепного оратора, который на закате жизни стал консулом. Сделал огромный вклад в развитие европейской культуры. Он был объявлен врагом государства и казнен, но навсегда осталась память о нем.

Марк Туллий Цицерон обладал уникальной памятью, чем и был прославлен, являлся прекрасным оратором, и все свои речи говорил, не подглядывая в лист, воспроизводил даты, цифры и множество фактов и имен. Он всего лишь пользовался приемами мнемотехники, которую применял на практике древнегреческий поэт Симонид.

Какая самая лучшая мнемотехника?

Ни у всех людей приемы мнемоники работают одинаково. Каждый ребенок и взрослый уникален. Одному кажется, что какой-то прием прямо необходим, другому тот же прием видится как бесполезное занятие.

Поэтому, ппредлагая ребенку, нужно отобрать определенный прием для конкретного запоминания. Какой он должен быть?

Выбранный прием проверяйте на следующие принципы:

он должен привлекать внимание ребенка,
содержать простую ассоциацию,
эту ассоциацию легко вспомнить,
привлекает к себе внимание.

Мнемоники чем глупее, забавнее, абсурднее, приятнее, тем лучше. Скучные и старые не используйте. Кроме того, они должны соответствовать тому, что нужно запомнить.

Можно это пояснить на примере. Пример взят с просторов интеренета.

Ребенку нужно запомнить, что вблизи побережья Эквадора на Галапагосских островах обитает огромное количество уникальных животных, а том числе водяные ящерицы дракона.

Какой способ для запоминания применить?

  1. У Эквадора есть флаг и можно использовать его. Но он не привлечет внимания и ассоциации с животными не дает.
  2. Можно придумать ящерицу дракона, выползающую на остров. Но нам нужно запомнить название острова и еще много уникальных животных.
  3. Ящерицы дракона, галопом скачущие по острову. Галоп созвучно слову Галапагосские. Еще нужно много животных уникальных. Можно представить вырвавшихся на волю из заповедника стадо животных, несущихся галопом по острову. Их возглавляют ящерицы дракона.

Третий способ самый запоминающийся и соответствует тому, что нужно запомнить. Его и выбираем.

Вообще эффект от использования мнемоник похож на отгадывание сложных загадок со странным «ответом». Оцените это сами вот здесь (ссылка откроется в новой вкладке).

Ниже приведу понравившиеся мне мнемоники.

Мнемоника по правилам русского языка.

Как правильно? Чулков или чулок? Носков или носок? Но если вы запомните: чем длиннее, тем короче. То всегда будете правильно говорить: чулок, носков.

А вот еще. Как произнести правильно: яблок или яблоков?

О секретах правильного запоминания любой информации на долгое время (законы и т.д.), можно узнать здесь (ссылка откроется в новой вкладке).

Заключение

Конечно же, хорошо бы вообще не пользоваться мнемотехникой, ничего не выдумывать, не ходить по комнатам. А просто посмотреть на страницу книги или прочитать текст и запомнить.

Да, так могут дети, у которых развито правое полушарие головного мозга с его фотографической памятью. Есть специальные игры для его развития.

Они очень быстрые и веселые. Советую вам играть в них с ребеноком. Для чего переходите сюда (откроется в новой вкладке).

Представьте себе, что вы родитель сына или дочки, которые запоминают все, что хотят. Он или она, или оба учатся на отлично, успевают ходить в кружки и помогать маме. Вам не нужно платить репетиторам и переживать о том, поступят они в институт или нет.

Вы спокойны за их будущее. Узнайте, что нужно делать для этого и в какие игры играть здесь (ссылка откроется в новой вкладке).

Вот и все. Вы получили самые простые эффективные приемы мнемотехники для детей 1-4 классов. Их очень много, отбирайте самую нужную и совершенствуйте память ваших деток и свою.

До встречи!

Надежда Тихонова

Ассоциативный принцип мышления

Наше мышление строится по ассоциативному принципу. То есть, одна мысль тащит за собой другую, и так далее. Все они образуют цепочку связей, именно которые наш мозг и умеет запоминать.

Есть два вида запоминания: непроизвольное, когда связи улавливаются мозгом автоматически и произвольное, когда человек прикладывает усилия. Чаще всего необходимость осуществлять какие-то действия для запоминания появляется тогда, когда человек не может представить информацию. У него не создаются визуальные ассоциации, пусть даже еле уловимые и нечеткие.

В такой сложной ситуации у человека есть два выхода – зубрить (то есть, многократно повторять информацию) или придумывать свои визуальные ассоциации. Вот второй вариант и являет собой мнемотехнику.

Обучение мнемотехнике подразумевает доведение до автоматизма тех действий, которые приводят к запоминанию.

Основы работы с мнемотехникой

Несмотря на нюансы в запоминании разной информации, вся мнемотехника сводится к двум основным шагам:

  1. подобрать тому, что запоминаем, образом,
  2. прочно соединить в воображении объект запоминания с этим образом.

Образ — тот самый стержень, на котором всё держится. Наша задача сделать так, чтобы он сам врезался в память. Чтобы этого добиться, образ должен быть:

  • большим и объёмным, даже если это муха;
  • детальным — чем больше подробностей, тем лучше он запомнится;
  • ярким и разноцветным;
  • необычным — сделайте его мультяшным или дизайнерски нестандартным;
  • эмоциональным — должен вызывать страх, смех, отвращение;
  • ограниченным — образ должен иметь видимые границы, даже если это небо или океан, их можно представить в окне или иллюминаторе.

Немного практики: представьте блоху. Приблизьте её и увеличьте до размеров танка. Разглядите внимательно: выпученные глаза разного размера смотрят в противоположные стороны, длинные ресницы накрашены, на мохнатых лапах подковы. Окрас как у мухомора, на голове — бантик.

Чем нелепее картинка, тем лучше вы её запомните. Потренируйтесь представлять в том же духе разные объекты: стул, компьютер, настенные часы, лужу. Когда будет легко получаться, можно переходить к следующему этапу — соединению образов.

При соединении образов соблюдайте несколько простых, но важных принципов:

  • одинаковость — образы должны быть одинакового размера, даже если вы соединяете слона и горошину;
  • прочность — скрепляйте их как можно прочнее: поможет использование воображаемого скотча, гвоздей, степлера, верёвки и тому подобного;
  • деформация — должен возникнуть новый контур: если вы сажаете собаку в машину, то пусть её голова пробьёт крышу, а лапы — днище. Так возникнет новый силуэт, который будет сложно забыть;
  • действие — добавьте взаимодействия: пусть что-то треснет, испачкается или погнётся.

Немного практики: соедините окно и лампу, рояль и кефир, попугая и автомобильную шину.

Представление и соединение образов — базовые навыки. Освоив их, можно переходить к выбору метода запоминания.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.


Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

Основные принципы мнемотехники

Мнемотехника — это совокупность специальных приемов и техник, с помощью которых можно без особого труда запоминать большое количество информации. В мнемотехнике запоминание происходит благодаря упорядочиванию информации и связыванию ее с помощью ассоциативных связей. Наш мозг устроен так, что хуже всего он запоминает абстрактную информацию, такую, как ряды чисел, номера телефонов, исторические даты и т.д. Поэтому сталкиваясь с необходимостью запомнить такие данные мы чаще всего вынуждены «зубрить» — заниматься делом крайне неэффективным и очень хорошо знакомым еще со школьных времен. Проблема в том, что «зазубренная» информация улетучивается из памяти буквально через пару дней.

На самом деле мнемотехника не улучшает нашу память, просто человек учится по-новому ею пользоваться. Для запоминания какой-то информации, особенно абстрактной, мнемотехника используются возможности нашего воображения. Абстрактные символы соединяются со зрительными образами, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Мнемоническое запоминание — это запоминание любой информации через ассоциацию с каким-то (желательно ярким) образом. У людей прекрасно развита ассоциативная память, этим как раз и пользуется мнемотехника.

Мнемотехника добивается поистине поразительных результатов. Мнемонисты (т.е. люди, которые в отлично владеют приемами мнемотехники) могут без особых проблем запомнить до двухсот цифр, список телефонных номеров, в количестве до ста, большое количество иностранных слов, исторические даты и многое другое.

В чем же заключается метод мнемотехники? Давайте поясним это на простом примере. Представьте, вы собираетесь в магазин и вам необходимо купить там семь предметов. Пускай это будет: туалетная бумага, мыло, хлеб, колбаса, голландский сыр, кетчуп и стиральный порошок. Без списка вы скорее всего что-нибудь забудете. Но можно поступить иначе. Представьте каждый из этих предметов в виде образов, а потом попробуйте совместить их. Причем в самых странных и даже абсурдных сочетаниях. Пускай у вас в воображении сыр с кетчупом ездят на туалетной бумаге, а колбаса пронзает пачку стирального порошка. Чем причудливей образ, тем он лучше запомниться. Самое главное – вы должны соединить образы продуктов и тогда вы точно запомните весь список и будет помнить его еще долго.

В мнемотехнике всю информацию принято делить на три вида:

  • речевая (звуки плюс тексты, которые мы читаем);
  • образная (зрительные образы);
  • точная.

Именно с точной информацией всегда возникают проблемы, ее нужно запоминать так как она есть, до самой последней запятой, иначе она теряет всякий смысл. Из этих видов информации наш мозг больше всего «любит» именно образную и без проблем запоминает ее, а точную он просто «терпеть не может». Можно сказать, что образы – это естественный язык нашего сознания, на котором он обычно говорит. Так что мнемоническое запоминание – это просто способ, при котором информация, которая трудно запоминается, переводится в образы, обычно в зрительные, которые легко запоминаются нашим мозгом.

Возрастные особенности

Первые азы мнемоники даются еще в детском саду — именно там эта технология используется наиболее часто. А вот в школе не всегда уделяют этому достаточно внимания. Принципы подачи информации, касающиеся наглядности, завязки на ассоциативном мышлении и способности заинтересовать адресата остаются актуальными, но в целом мнемоника для детей школьного возраста использует несколько иной инструментарий, чем тот, что применяется в детском саду.

Так, с возрастом ребенок понемногу начинает понимать важность и необходимость обучения, даже если излагаемый материал ему не слишком интересен. Это позволяет использовать методику для передачи совершенно любой полезной информации из школьной программы, даже если у незаинтересованного человека форма ее подачи не вызывает интереса. Кроме того, подросший ребенок уже не настолько привязан к ярким цветам, а потому подавать информацию можно и вовсе без каких-либо картинок

При этом объем его памяти существенно увеличивается, благодаря чему для запоминания активно используются, например, стихи. Конечно, не все уроки можно облечь в стихотворную форму, но для того же запоминания иностранной лексики это весьма практичное решение

Кроме того, подросший ребенок уже не настолько привязан к ярким цветам, а потому подавать информацию можно и вовсе без каких-либо картинок. При этом объем его памяти существенно увеличивается, благодаря чему для запоминания активно используются, например, стихи. Конечно, не все уроки можно облечь в стихотворную форму, но для того же запоминания иностранной лексики это весьма практичное решение.

Изображения все еще могут использоваться, но здесь уже важны не яркие цвета, а способность расширить понимание или добавить ассоциаций. При изучении биологии куда полезнее даже черно-белая фотография животного, чем самый яркий рисунок, а в обучении физике – наглядная схема действия сил или работы механизмов. В обоих случаях иллюстрации лучше дополнять текстом, позволяющим сделать правильные выводы из увиденного, тогда как само словесное описание без картинки могло бы дать неверное представление об изучаемой теме. Соответственно, рисунок всегда должен быть недвусмысленным и не допускать двойственных толкований.

Мыслим картинками и звуками: яркие образы

Конструирование яркого впечатляющего образа – вот основа успешного запоминания! Обычно, пытаясь запомнить новые термины или слова на иностранном языке или информацию из учебника, мы совершаем две типичных ошибки:

  • даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию;
  • если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.

Запоминать английское «I go» надо, не соединяя его с русским переводом и произнося несколько раз про себя «Ай гоу – Я иду», а шагая, буквально «проживая» это свое состояние «Я иду» и представляя себя идущим в разных ситуациях. За каждым иностранным словом, или лучше фразой, должен стоять не их перевод на ваш родной язык, а образ, который они означают.

Если вы «smell», то втяните воздух ноздрями и чувствуйте запах. Если вы «watch TV», то уставьтесь в экран телевизора.

Если вы запоминаете научные термины, то и здесь вполне уместно использовать свое образное представление для запоминания. Спросите себя, как выглядят для вас:

  • толерантность;
  • сензитивность;
  • когерентный ряд;
  • турбулентность?

Например, толерантность (терпимость) можно представить в виде детского надувного шарика, заполненного водой и способного послушно изменять свою форму в наших руках.

Придумывайте лишь приятные для вас образы, поскольку неприятные мозг часто блокирует. Пусть это будут образы, которые пробуждают в вас определенные эмоции, например, удивление, улыбку, любопытство.

И, конечно, не стоит забывать о юмористичных, веселых, забавных образах!

Мнемотехника – запоминания имен на основе визуального мышления: описание метода, ассоциации

  • Для запоминания имен необходимо внимательно слушать людей, которые вам представляются, а не отвлекаться на мысли о предстоящих с ними беседах.
  • Услышанное от нового знакомого имя можно несколько раз повторить во время первой встречи или разговора (если это уместно). Завершающей фразой может стать следующая: «приятно познакомиться», и обязательно повторить имя нового знакомого.

Но есть и другие способы, позволяющие запоминать имена новых знакомых. Мысленно представить образ, который ассоциируется в вашем воображении с конкретным именем:

  • Светлана – электрическая лампочка
  • Валерий – школьный учитель
  • Соня – грызун
  • София – софа
  • Павел – перо павлина
  • Лилия – одноименный цветок
  • Николай – кол
  • Михаил – медведь

Представив картинку, которую рисует ваше воображение при упоминании определенного имени, свяжите полученный образ с внешностью нового знакомого. Например, если София рыжеволосая, то представьте на софе копну рыжих волос. Только не раскрывайте свой секрет человеку, имя которого вы запомнили таким необычным способом. Ведь нарисованный вашим воображением образ-ассоциация может его обидеть.

Советы, как добиться результата

Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт

Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете

Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника – что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

Выбор метода

Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации

Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Занятия мнемотехникой увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

Связанные одной цепью: ассоциации

Ассоциации помогут вам связать объект запоминания и место, где вам потребуется это вспомнить. Например, вам нужно спросить у врача, который лечит вашего ребенка, о том, можно ли ребенку шоколад. Представьте врачебный кабинет, где будет проходить ваш разговор, и мысленно раскидайте на столе перед врачом шоколад. Ваш мозг вспомнит ваш вопрос, как только ваш взгляд упадет на стол врача.

Вы можете создавать свои ассоциации:

  • помещая объект запоминания в самом начале ряда из других объектов;
  • соединяя между собой два объекта;
  • представляя, как эти объекты медленно, плавно и одновременно возникают в вашем сознании;
  • представляя их танцующими вместе или кружащими друг за другом;
  • сделать их одного цвета, или запаха, или формы, или вызывающими одинаковые эмоции.

Убедитесь, что у созданного вами ассоциативного ряда есть объем, разметите его в определенном контексте и придайте динамики.

Ассоциативный образ – это не обязательно картинка, но еще и

  • звуки,
  • запахи и ароматы,
  • прикосновения,
  • движения,
  • эмоциональные состояния.

А все вместе они помогут создать полную картинку, которая легко всплывет в памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector