Интеллект — что это такое, его виды, способы определения и развития

Как можно развить свой интеллект

В первую очередь следует обратить внимание на возраст того, кто планирует задаться такой целью. Конечно же, легче всего повысить интеллектуальный уровень ребенку, потому как его психика еще более пластична, а работа мозга еще только «набирает обороты»

Для взрослого же человека, который в свое время не успел реализоваться, в теории возможно повышение планки развития умственных способностей, однако в данном случае все зависит по большей части от природных задатков и величины еще не реализованного потенциала индивида. Эффективность мозговой деятельности во многом завязана на количестве нервных связей в его коре, а потому требуется постоянно повышать их число. Для этого достаточно всего лишь постоянно обрабатывать какую-либо информацию

Важно отметить, что любые данные следует рассматривать именно осмысленно, а не поверхностно

В качестве примера можно привести просмотр видеороликов в большом количестве. В среднем каждый из них может длиться от одной до десяти минут. Просмотр пятидесяти таких видеороликов за день может быть гораздо менее эффективен, чем если бы эквивалентное время было затрачено на чтение художественной или публицистической литературы, просмотр фильма или изучение нового дела. Причина кроется в том, что чрезмерно большие объемы разной информации, подаваемые с высокой скоростью и бессистемным подходом, приводят к тому, что индивид не успевает эти данные обрабатывать и, как следствие, не усваивает полезных сведений и не развивает новые нейронные связи. При этом прямое влияние, оказываемое интеллектом на мышление человека, приводит к ведению определенного образа жизни и социального взаимодействия, во многом решает то, какой досуг он изберет для себя, а значит и насколько такая личность сможет раскрыть свой потенциал.

Как сдать IQ тест на максимальный балл

Средний показатель IQ теста вычисляют по количеству людей, которые смогли сдать его на 100 баллов или около того. Систему оценивания тестов постоянно пересматривают, потому что человечество умнеет примерно на 3 пункта каждые десять лет. Рост среднего балла связан с увеличением количества образованных людей и переходом от ручного к умственному труду.

Исследователи заметили, что на результаты конкретного человека влияют его способности и желание выполнить тест как можно лучше. Чем выше уровень интеллекта испытуемого, тем сильнее влияние его мотивации на результат тестирования. Человек с более низкими способностями, как ни старайся, не покажет высокий результат. Если же человек с высоким интеллектуальным потенциалом не старается решить задачи, он не покажет свои истинные способности.

Результат теста будет выше, если потренироваться выполнять подобные задания — это эффект обучения. Как и в любом тесте эмоциональный настрой играет роль, поэтому приступать к заданиям лучше в хорошем расположении духа.

Распределение результатов испытуемых: 70% демонстрируют средние показатели, ещё четверть — немного выше или ниже среднего, единицы — предельно высокие или низкие баллы.

Осведомленность и эрудированность

Есть много телепрограмм, где люди соревнуются в эрудированности, доказывают свою особенность и интеллектуальность. Так и в жизни, каждый человек старается выделиться, знать больше других, делиться собственными знаниями и опытом.

Эрудированность говорит о хорошей памяти, но для высокого интеллекта этого может быть мало. Нужно не просто знать определенную информацию, но и уметь ею распоряжаться. Ведь начитанность также является положительной чертой человека, говорит о его уме

Но большое количество прочитанных книг не столь важно, как почерпнутая из них информация, понятый смысл. Человек с высоким интеллектом может уловить второй смысловой ряд произведения, он понимает, что лучше прочитать одну «умную» книгу, чем десяток «ни о чем»

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Упражнения для развития интеллекта у школьников начальных классов.

  • «Аппликация»: подготовьте несколько фигур и деталей, вырезанных из бумаги, и предложите ребенку собрать из них какую-нибудь фигуру или необычную картину.
  • «Ассоциации»: предложите ребенку из трех разных слов составить одно связное предложение. Слова могут быть абсолютно разные – чем меньше они связаны, тем интереснее игра. Например: дождь, телевизор, девочка; машина, пешеходный переход, музыка; телефон, папа, директор школы.
  • «Придумай новую сказку»: предложите ребенку изменить конец знакомых сказок и сочинить свой вариант. Например, «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил…».
  • «Найди все предметы»: покажите ребенку несколько картинок с контурным изображением предметов, наложенных друг на друга. Он должен правильно указать все предметы. Посмотрите, как это выглядит:
  • «Невидимка»: предложите ребенку найти в одном слове другое с помощью перестановки букв, например:
    1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах: Сила, соль, банка, пион. (Правильные ответы: лиса, лось, кабан, пони).
    2. Найди в слове дерево-невидимку:
    Насос. (Правильный ответ – сосна).
    3. Найди в слове одежду-невидимку:
    Лапоть. (Правильный ответ – пальто).
  • «Путаница»: придумайте предложение и замените в нем одно слово так, чтобы оно совсем не подходило по смыслу. Предложите ребенку найти «потерянное» слово. Например: «Витя грелся на солнышке, лежа на асфальте (на самом деле – на песке)»; «На улице было жарко, поэтому Таня надела пальто (на самом деле – платье)».
  • «Пары слов»: подберите 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Ребенку нужно прочитать эти пары слов и запомнить их. Затем вы читаете первое слово из каждой связки, а ребенок по памяти называет второе.
    Например: дерево – лес; кошка – котенок; музыка – фортепьяно; машина – бензин.

Индивидуальные особенности интеллекта

Принято считать, что каждый человек отличается не только по наличию определенной планки умственных способностей, но и по их характеру, то есть тому, каким образом он проявляет свои навыки. На текущий момент ученые смогли доказать, что различия в уровне интеллекта у человека можно заметить еще в самом раннем детстве. Данный факт установлен благодаря проведению многочисленных тестирований и наблюдений. К примеру, непоседливые дети, которые стремятся к получению ярких и новых впечатлений и проявляют повышенную степень любознательности, скорее всего, умнее спокойных тихоней. Вопреки расхожему мнению, если ребенок пытается до всего добраться, тащит что попало в рот, ломает собственные и чужие игрушки или колотит погремушкой по кроватке — он может быть гораздо развитее своих сверстников в плане умственных способностей.

Большинство специалистов сходится в том, что к тому моменту, как человек начинает посещать школьные занятия, уже можно с довольно высокой точностью определить уровень развития интеллекта человека. Интеллект при этом обычно фиксируется на данной отметки и остается на ней в течение всей жизни индивида. Однако в связи с некоторым возрастными изменениями и заболеваниями в преклонных годах уровень умственных способностей все же в некоторой степени снижается. Современные тестирования проводятся с учетом всех подобных особенностей, а потому для школьника и пенсионера составляются совершенно разные задания.

Первичные умственные способности

Данные способности составляют основополагающие элементы интеллекта и всей человеческой деятельности. Количество таких первичных умственных способностей довольно велико. К примеру, известный исследователь интеллекта Дж. Гилфорд обнаружил 120 подобных элементарных факторов, благодаря развитию которых повышается качество умственной деятельности любого индивида.

Некоторые первичные умственные способности можно разделить на ряд категорий, перечисленных ниже.

  1. Умение выполнять мыслительные операции. Включает в себя анализ, синтезирование и сравнение объектов и явлений. Сюда же относится создание сложных мыслительных конструкций и умение составлять грамотные выводы.
  2. Вербальные способности. Определяют возможности понимания речи и использования речевых единиц как в ходе собственных измышлений и рассуждений, так и для коммуникации с другими людьми.
  3. Память. Подразумевает максимальные объемы хранимой информации, скорость усвоения и длительного запоминания, а также продолжительность ее доступности для использования в любое время.
  4. Способность к элементарным арифметическим операциям, устному и письменному счету в приемлемо быстрые сроки.
  5. Умение ориентироваться в пространстве, а также визуально определять размеры, объемы и формы различных объектов.

Совокупность данных способностей подразумевает наличие определенного интеллектуального уровня развития индивида. Тем не менее стоит отметить, что все приведенные первичные характеристики редко бывают развиты в равной высокой степени, на что несомненное влияет в определенной степени и наследственный фактор.

Как определить интеллект?

Правду сказать, точной методики, позволяющей определить IQ, не существует. Чаще всего используют тест на интеллект, автором которого является Айзенк. Однако эта методика, даже не глядя на ее популярность, несколько проигрывает другим. Тесты Р. Амтхауэра, Д. Равена, Д. Векслера, Р. Б. Кеттелла являются более точными. Поэтому, чтобы определить свой уровень интеллекта, необходимо применить несколько из них, а возможно, все. Только тогда полученный балл будет более точно соответствовать вашим умственным способностям.

Помните, что любая методика определяет IQ относительно умственного развития «среднего» человека в соответствии с возрастом. И все же большинство людей справедливо считают, что идеальный тест на интеллект до сих пор не найден. Ведь любая методика показывает лишь уровень знаний и осведомленности.

Коэффициент интеллекта

Главная составляющая интеллекта человека — это эрудиция. Эрудиция — это большое количество знаний, которые запасает наш мозг. Но пользуясь только одними этими знаниями, нельзя полностью оценить и понять ум человека. Именно поэтому разработали специальную, правильную оценку, позволяющую понять, какой же интеллект у определенного индивида. Иными словами существует специальный тест на IQ, который помогает разобраться и понять умственный возраст индивида и сопоставить его к хронологическому возрасту. Первое понятие коэффициента интеллекта ввел немецкий психолог и философ Уильям Льюис Штерн в 1912 году

Он обращал внимание на недостатки интеллекта и отмечал различия между умственным и хронологическим возрастом. Тест “айкью” средним значением равен 100, и сделан таким образом, чтобы около 50% людей имели показатели от 90 и до 110

25% людей могут иметь показатели немного ниже 90 и более 110. А вот если показатель IQ ниже цифры 70, то это в большинстве случаев считается умственной отсталостью.

Самые интеллектуально развитые породы

Изучая интеллектуальные способности разных пород, ученые выделили ряд важных качеств. Претендентов на звание самого умного оценили на: 

  • обучаемость; 

  • общительность; 

  • память; 

  • сообразительность; 

  • дружелюбие. 

Исследование исключило зависимость уровня IQ и половой принадлежности. На основании результатов в ТОП-5 умников и умниц занесли следующие породы: 

  1. Канадский сфинкс. Обладает отличной памятью и понимает человека буквально с полуслова. Быстро учится апортировке и открыванию дверей. 

  2. Ориентальная. Легко осваивает типичные собачьи команды: «голос», «сидеть» и «принеси». 

  3. Мейн-кун. Запоминает не только отдельные слова, но и целые фразы, а также безошибочно реагирует на разные интонации. 

  4. Сиамская. Осваивает большую часть трюков и хождение на шлейке. 

  5. Сибирская. Обучается несложным акробатическим номерам, поиску спрятанных вещей и базовым командам. 

При достаточном упорстве всего перечисленного можно добиться практически с любой кошкой, если она вам доверяет и видит смысл в своем обучении. 

Заключение 

Нельзя сказать, что кошка умнее человека, но ее умственные способности все равно заслуживают уважения. Она действительно понимает нашу речь и эмоции, способна познавать новое и может похвастаться довольно неплохой памятью. 

Различие между интеллектом и мудростью

Концепцию мудрости зачастую связывают с философией, религией или духовными практиками — одним словом, чем-то таким, о чем пристало бы спорить буддийским монахам, христианским богословам или, скажем, древнегреческим философам.

Однако в последние несколько десятилетий психологи начали проявлять куда больший интерес к этой теме. Проведенные исследования (в частности, двумя психиатрами из Калифорнии доктором Дилипом Жестом и доктором Томасом Миксом), принесли массу интересных результатов.

Так давайте же, основываясь на этих результатах, взглянем более пристально на некоторые наиболее очевидные различия между интеллектом и мудростью.

Распознавание лиц

В iPhone X распознавание лиц разработано с использованием нейросетей – варианта системы искусственного интеллекта. Нейросетевые алгоритмы реализованы на уровне процессора A11 Bionic, за счёт чего он эффективно работает с технологиями машинного обучения.

Нейросети выполняют до 60 млрд операций в секунду. Этого достаточно, чтобы проанализировать до 40 тыс. ключевых точек на лице и обеспечить исключительно точную идентификацию владельца за доли секунды.

Даже если вы отрастите бороду или наденете очки, iPhone X вас узнает. Он попросту не учитывает волосяной покров и аксессуары, а анализирует область от виска до виска и от каждого виска до углубления под нижней губой.

История изучения

Вопрос об изучении интеллектуальных способностей особо остро встал перед учеными в XIX веке. К 1905 году французские ученые Т. Симон и А. Бине смоги разработать первые тесты, которые были предназначены для оценки уровня умственных способностей у детей в возрасте 3–13 лет. Сами создатели текстов рассматривали интеллект как уровень развития психического здоровья, присущий определенному возрасту. Оценка выставлялась по количеству правильных ответов, их соотношению с ошибками.

Следующий прорыв в данной области произошел в 1912 году. Тогда немецкий психолог В. Штерн предложил делать оценки уровня умственного развития с помощью вычисления коэффициента интеллекта. Их он называл отношением хронологического и умственного возраста ребенка.

Учения В. Штерна продолжил Л. Термен. Он адаптировал предложенный коэффициент для жителей США, подвел его под шкалу Бине-Симона, для которой придумал некоторые изменения, чтобы модифицировать ее. Благодаря работам Л. Термена, была разработана новая шкала оценки интеллекта.

Первый полноценный тест на определение IQ был предложен Д. Векслер. Он предложил развернутую классификацию уровней развития умственных способностей, которая основывалась на частоте встречаемости показателя:

  • интеллектуальное снижение — до 69;
  • пограничный уровень — от 70 до 79;
  • пониженная норма — от 80 до 89;
  • средний уровень — от 90 до 109;
  • хороший показатель — от 110 до 119;
  • высокий уровень — от 120 до 129;
  • очень высокий уровень — свыше 130.

Со временем шкала была доработана, изменена зависимо от действующих реалий. Под нее составили более информативные тесты.

Что такое интеллект

Интеллект – это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом

Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание

Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.

Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.

Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.

Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).

Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.

Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.

Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:

  • Объём рабочей памяти, способность к предсказыванию, использованию орудий, логике;
  • Многоуровневая иерархия отбора ценной информации – в этом задействованы шесть слоёв нейронов;
  • Сознание;
  • Память.

Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).

Мудрые люди принимают лучшие решения

Конечно же, между людьми с высоким интеллектом есть немало индивидуальных различий

И в то время, как некоторые из них принимают не только логичные, но и взвешенные, ответственные решения, другие могут настолько увлечься своими целями и желанием добиться успеха, что не принимают во внимание другие факторы, способные существенно повлиять на конечный результат и неприятно их удивить

Если и есть одно четкое и недвусмысленное различие между людьми с высоким интеллектом и глубокой мудростью, то оно в том, что вторая группа отличается куда большей открытостью разума. И все потому, что мудрость — это нечто куда большее, чем просто знания. Мудрые люди многое повидали в этом мире (и не только повидали, но и кое-чему научились), способны мыслить ясно, четко и умеют принимать как свои взлеты, так и падения.

К тому же мудрые люди, как правило, куда лучше представляют, как та или иная ситуация будет развиваться с течением времени, что помогает им сохранять баланс.

Итак, в каком положении находится кисть?

Вы чему-то радуетесь.Если кисть вашей руки совпала с картинкой №1, то у вас прекрасное настроение. Вы чему-то радуетесь или предвкушаете грандиозное событие. Возможно, у вас есть занятие, которое в данный момент вам по душе. Вас переполняют приятные чувства и положительные эмоции. Возможно, кто-то или что-то сделало вас счастливой! Вы удивленыВы чувствуете растерянность и удивление. Возможно, кто-то близкий совершил какой-то нехороший поступок по отношению к вам, из-за чего вы обижены или подавлены. Иногда картинка №2 может означать, что в вашей жизни что-то пошло не так, как вы планировали или мечтали

Или же вам срочно нужно принять какое-то очень важное решение! Вы страдаетеВам сейчас очень плохо или, может, вы сильно расстроены. Не исключено, что вы чувствуете, что теряете почву под ногами

Это зачастую бывает связано с недостатком денег, эмоциональным выгоранием, упадком сил или другими переживаниями. Вы злитесьИ причём очень сильно! Но, возможно, вам нельзя показывать свои чувства и вы держите весь гнев внутри. Может, вас сильно обидел близкий человек или даже оклеветал вас, но по каким-либо причинам вы не имеете возможности защититься, поэтому страдаете молча. Вы боитесьКто-то или что-то изрядно вас напугало. Возможно, в вашу жизнь пришло то, чего вы всегда боялись: какие-то события или люди, которых вы не любите. Страх может быть связан с волнением за кого-то из близких людей. Картинка №5 связана с тревогой, которая не даёт вам трезво мыслить. Вы испытываете презрениеВы чувствуете презрение по отношению к кому-то. Вам очень хочется уйти от человека, который причинил вам боль, и побыть в одиночестве, но пока вы не можете этого сделать, поэтому недовольство сложившейся ситуацией только растёт.

Надеемся, что этот простой тест помог вам разобраться в себе!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector