Чтобы не быть дурачком: 7 приёмов, чтобы улучшить свои навыки критического мышления

Развитие умения мыслить критически у взрослых

Обучиться критическому мышлению можно в любом возрасте. Сложнее всего даётся самоанализ и критика самого себя. Умение увидеть беспристрастно себя со стороны это один из главных навыков, приобретаемых в процессе обучения. Практически это исходная точка, с которой начинается движение.

Чтобы научить мыслить критически, при обучении используются инструменты:

  • тексты и работа с ними
  • анализ видео, фильмов
  • изображения, схемы, таблицы
  • информация из интернета

Думать и принимать решения приходится самостоятельно. Далеко не все взрослые способны делать это. Проще опираться на мнение разных авторитетов. Поэтому учиться приходится не спеша, делая один шаг за другим:

  • Сначала станьте реалистом. Не принимайте на веру чужие суждения, даже авторитетные, проверяйте источники информации. С пристрастием осмысливайте свои возможности и навыки.
  • Держите разум открытым, не зашоривайте его. Мыслящий человек не позволит эмоциям одержать верх.
  • Методично и последовательно собирайте и анализируйте информацию.
  • Подвергайте сомнению то, что говорят другие.
  • Не спешите. Подходите ко всему обстоятельно и не перескакивайте от одной задачи к другой.
  • Не позволяйте собой манипулировать. Если решение принимается под давлением, то оно уже не ваше, как бы критично к нему не относишься.
  • Эмоции должны быть под контролем. Любые свои действия предпринимать, руководствуясь разумом, а не чувствами.
  • Постоянно работайте на перспективу, не останавливайтесь на достигнутом.
  • Бросайте вызов способностям, цельтесь выше.

Если что-то не вышло, не отчаивайтесь, примите это с юмором. Старайтесь, чтобы эмоции были положительными. Так оценки сохранятся объективными, а ум ясным.

Развитие умения мыслить критически у взрослых

Обучиться критическому мышлению можно в любом возрасте. Сложнее всего даётся самоанализ и критика самого себя. Умение увидеть беспристрастно себя со стороны это один из главных навыков, приобретаемых в процессе обучения. Практически это исходная точка, с которой начинается движение.

Чтобы научить мыслить критически, при обучении используются инструменты:

  • тексты и работа с ними
  • анализ видео, фильмов
  • изображения, схемы, таблицы
  • информация из интернета

Думать и принимать решения приходится самостоятельно. Далеко не все взрослые способны делать это. Проще опираться на мнение разных авторитетов. Поэтому учиться приходится не спеша, делая один шаг за другим:

  • Сначала станьте реалистом. Не принимайте на веру чужие суждения, даже авторитетные, проверяйте источники информации. С пристрастием осмысливайте свои возможности и навыки.
  • Держите разум открытым, не зашоривайте его. Мыслящий человек не позволит эмоциям одержать верх.
  • Методично и последовательно собирайте и анализируйте информацию.
  • Подвергайте сомнению то, что говорят другие.
  • Не спешите. Подходите ко всему обстоятельно и не перескакивайте от одной задачи к другой.
  • Не позволяйте собой манипулировать. Если решение принимается под давлением, то оно уже не ваше, как бы критично к нему не относишься.
  • Эмоции должны быть под контролем. Любые свои действия предпринимать, руководствуясь разумом, а не чувствами.
  • Постоянно работайте на перспективу, не останавливайтесь на достигнутом.
  • Бросайте вызов способностям, цельтесь выше.

Если что-то не вышло, не отчаивайтесь, примите это с юмором. Старайтесь, чтобы эмоции были положительными. Так оценки сохранятся объективными, а ум ясным.

«Дерево предсказаний»

Это упражнение нацелено на тренировку умения прогнозировать развитие ситуации. Часто, даже не зная о том, что это может быть специальным упражнением, в обычной жизни мы используем  этот прием, например, читая книгу и раздумывая, чем может закончиться история, или обдумывая ситуацию, сложившуюся на работе.

Все, что потребуется от человека, — это в центре листа написать главные вопросы, которые его интересуют в отношении новой информации, рабочей задачи или жизненной ситуации. Дальше необходимо создать варианты развития событий, размещая их в отдельных квадратиках.

После формирования всех возможных вариантов появляется возможность проанализировать каждый в отдельности, что позволяет структурировать информацию, разложив ее «по полочкам».

Зачем уметь мыслить критически

Такой вид мышления подразумевает постоянное развитие. И действительно, чтобы что-то утверждать, человек постоянно ищет подтверждение своим словам, а значит, узнает все больше нового. В педагогике последних лет многие программы уже стали пересматривать, так как появилась потребность в таких кадрах. Что позволяет сделать или чего добиться этот тип мышления:

  1. Успех в профессии. В любой области ценится специалист, а критически мыслящий сотрудник “туфты” не предложит, ведь он проверит информацию 7 раз.
  2. Адаптация. Ключевые навыки такого сотрудника позволяют ему быстро адаптироваться к новым условиям, коллективу, требованиям. Что позволяет эффективно выполнять работу.
  3. Индивидуальность. Такая личность может выразить себя не только в условиях работы, но и в обществе. Она, как правило, работает и над развитием эмоционального интеллекта, чтобы самовыражаться и адаптироваться.
  4. Креативность. Процесс критического мышления помогает принимать нестандартные решения, удивлять новыми идеями. Такие люди не склонны к руководству стереотипами, они открыты к новым горизонтам.
  5. Знатоки тайм-менеджмента. Такие работники не будут размениваться на мелочи, они правильно расставляют приоритеты, управляют своими эмоциями и ресурсами.
  6. Новые подходы. Способность к критическому мышлению помогает не идти по пути утопии. Человек с этой способностью, когда видит, что схема не работает, не будет долго над ней корпеть, а сразу же переориентируется на другую.
  7. Рост личности. Основная заслуга такого мышления – личностный рост. Критичность помогает расти, развиваться, двигаться к целям, достигать их лучшими способами. Она способствует повышению самооценки и уверенности в себе, ведь такого человека начинают уважать и прислушиваться к нему.

Ну что, я вас заинтриговала? Хотели бы развиваться в этом направлении? Если да, то движемся дальше.

Критическое мышление в психологии

Diane F. Halpern, учёная из США, определяет его как тип, базирующийся на когнитивных навыках и привычке мыслить стратегически и логично

Особое внимание она обращает на то, что это не врождённый навык, и он вполне поддаётся развитию

Более того, его необходимо развивать. Ведь человек, умеющий критически мыслить способен:

  • быть наблюдательным,
  • концентрироваться на главном,
  • улавливать поворотные и ключевые моменты,
  • правильно анализировать ситуацию,
  • грамотно обосновывать своё мнение,
  • правильно интерпретировать.

Профессор, автор книг по критическому мышлению, Дэвид Клустер, делит его на 5 видов:

  • самостоятельное,
  • аргументированное,
  • обобщённое,
  • социальное,
  • оценочное.

Интересно прочитать Пространственное мышление

Методы и приемы развития

Навыки критического мышления — не тайная наука, овладеть ими может каждый, кто понимает, насколько оно может оказаться полезным в повседневной жизни, в работе. Научиться этому могут все, но придется постараться.

Мозговой штурм

Применять такой прием желательно с детства, в начальной школе, в детском саду. Предложение вместе решить проблему, найти варианты может быть поначалу занятной игрой, формирующей у учащихся желание и умение генерировать идеи, не похожие на ранее высказанные. Многие взрослые используют метод в работе.

При мозговом штурме важно записывать все поступающие варианты, чтобы потом анализировать их. При обучении метод штурма через письмо и чтение позволяет визуализировать варианты развития событий, составление перечня альтернатив

На бумаге это более наглядно, чем на словах или в голове

Обратите внимание на большие схемы со стрелками и портретами подозреваемых и свидетелей, которые нередко размещают на стене детективы и следователи из кинофильмов. Это — наглядное исполнение мозгового штурма, над которым работает весь отдел расследований

Сравнение

Постоянно тренируйте сравнение похожих ситуаций и событий, явлений, вещей. Сравнивая, обнаруживайте хотя бы несколько отличий, даже если на первый взгляд они не заметны

Это может развить следующие качества — наблюдательность, сосредоточенность, внимание к деталям

Сравнение своих результатов со своими же, но за другие периоды, поможет обнаруживать «слабые» места и оперативно исправлять ситуацию еще до того, как обнаружится проблема, вызванная ими. Но начать можно с самого простого и с каждым последующим этапом усложнять сравнительные задачи.

Метапознание

Упоминания о таком методе впервые использовал еще Аристотель в своих трудах. Метапознание подразумевает способность индивида думать о собственном мышлении, понимать ценность знаний. Среди всех стратегий метапознание считается навыком высшего уровня. Овладев им хотя бы на срединном уровне, человек начинает видеть собственные ошибки, четко осознавать их, включая и ошибки, допущенные непосредственно в мыслительном процессе. Он начинает учиться более эффективно.

Развитию критического мышления будут способствовать несколько стратегий метапознания, например, определение объема своей памяти и создание внешней поддержки памяти, например, ведение записей, планирование, создание напоминаний.

Дедукция

Критическому мышлению весьма способствует тренировка дедукции — метода логических умозаключений. Часто его называют «методом Шерлока». Это — медленное мышление, когда к решению или выводу приходят путем прохождения сложных логических цепочек. Развитию способствует решение задач, головоломок. Дедуктивный метод подразумевает вывод частного вывода из общего.

Для тренировки метода великого сыщика подойдет игра в покер и шахматы, наблюдение за предметами в условиях слабого света, боковым зрением и т. д

Все это улучшает произвольное и непроизвольное внимание, благодаря чему будет легче собирать большие объемы важных информационных деталей

Индукция

Этот метод противоположен дедукции. При нем из частных утверждений свершается выведение общего умозаключения. Правила доказательства, связь причины и следствия — вот как работает индукция, и при тренировке критического мышления без нее тоже не обойтись. Развивать способность к индукции помогают постоянные упражнения, при которых предлагается классифицировать или систематизировать разрозненные элементы.

Анализ

Аналитические способности у конкретного человека во многом имеют генетическое происхождение, но даже типичные «творцы» и «художники» могут развить в себе аналитические наклонности. Этому способствует решение математических заданий, задач по физике, геометрии.

Синтез

Развитие способностей к синтезу помогает научиться искать альтернативы и решения. Это — расширение границ воображения, смелые предположения и гипотезы, генерация принципиально новых идей. Для этого потребуется выполнять упражнение на осознанное отвержение определенных истин и поиск новых способов. Развитию способствуют головоломки-лабиринты, паззлы, любые творческие хобби и увлечения, в которых у человека есть возможность совершать творческий выбор.

Системность

Системное мышление — обязательное условие критического. Это способность объединять разные факты, делать вывод и находить ему место в сфере применения. Системный подход позволяет четко следовать своим решениям, не бросая их и не подвергая сомнениям уже после того, как они приняты и оглашены.

«Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета

Длительность: 4 недели.

Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).

Программа:

  1. Введение.
  2. Статистика — Основные концепции статистики и вероятности, концепции переменной, нормального распределения, стандартного отклонения, корреляции, надёжности, достоверности и размера эффекта — 2 видео.
  3. Закон больших чисел — концепция дисперсии ошибок, как с ней бороться — 2 видео.
  4. Корреляция — изучаются инструменты для оценки степени ассоциации, природа иллюзорных корреляций, как их избежать. Концепции смешанной переменной и ошибки самостоятельного выбора — 4 видео.
  5. Эксперименты — как проводить эксперименты в бизнес-настройках — 3 видео.
  6. Прогнозирование — типы систематических ошибок, регрессия к среднему, наблюдения с точки зрения истинной оценки плюс ошибка. Концепция базовой ставки, почему её необходимо учитывать при оценке вероятностей конкретных событий — 2 видео.
  7. Когнитивные предубеждения — эвристические и иные идеи — 3 видео.
  8. Выбор и решение — как провести анализ затрат и выгод, почему стимулы могут иметь неприятные последствия — 3 видео.
  9. Логика и диалектическое мышление — различие между индуктивной логикой и дедуктивной логикой, силлогизмы, условное рассуждение, различие между истинностью аргумента и его обоснованностью, диаграммы Венна, распространённые логические ошибки — 2 видео.
  10. Заключение.

Что узнаете: этот курс представляет основные концепции из статистики, вероятности, научной методологии, когнитивной психологии и теории рентабельности и показывает, как их можно применить ко всем сферам жизни.

Об авторе: Ричард Нисбетт — профессор психологии в Мичиганском университете.

Признаки и примеры

Для критического мышления нужен определенный набор навыков, который включает в себя:

Наблюдательность

Человек способен обращать внимание на детали и фиксировать их в памяти.

Логику. Позволяет сравнивать данные между собой, классифицировать их, находить сходства и различия по тем или иным признакам.

Умозаключения

Критический мыслитель опирается на доказуемые факты и на их основе делает выводы, невзирая на личные эмоции и чьи-то суждения.

Современные исследователи выделили ряд отличительных признаков, которые характеризуют идеального критического мыслителя. Итак, критически мыслить – это:

  1. Всегда искать основания и доказательства.
  2. Ясно выражать свои мысли и приводить аргументы.
  3. Стараться быть хорошо информированным.
  4. Искать альтернативы даже там, где информация кажется справедливой.
  5. Быть открытым для качественно новых знаний и не цепляться за консерватизм.
  6. Воздерживаться от суждений, если оснований пока недостаточно.

Люди с критическим складом ума производят впечатление любознательных, смелых и решительных людей, которые не боятся бросить вызов авторитетам и суждениям, устоявшимся в обществе.

Примеры проявления критического мышления мы находим на протяжении всего развития человечества. Все величайшие открытия в математике, физике и других науках совершались людьми с сильным критическим мышлением. Ведь любые эксперименты и изобретения требуют умения докопаться до сути, взвесить все доказательства и факты, найти закономерности и истину.

В качестве еще одного примера можно назвать судебный процесс. Судья не может вынести приговор, опираясь на свое чутье и отношение к подсудимому. Справедливый суд должен разложить по полочкам все доказательства, учесть улики, выслушать адвоката, свидетелей, сторону обвинения и только после этого принять решение.

Способы мышления

Их всего два. Мышление может быть либо критическим, либо нет. И шагов, чтобы развить первый вид, нужно сделать тоже два:

  • признать, что собственный способ мыслить несовершенен
  • развивать правильное мышление регулярно

А вот стратегий для разработки критического мышления целых 5:

  1. Не проводить зря время, расходуя на бессмысленные вещи
  2. Назначить одну задачу на один день
  3. Создать стандарты мышления и придерживаться их. Под ними подразумеваются точность, логика, значимость, актуальность
  4. Вести дневник с описанием ситуаций, их анализом и оценкой
  5. Изменить свой характер. Развить силу воли, дисциплину и настойчивость. Научиться критически относиться к своему мнению

Один из типов некритического мышления — творческое. Творческое и критическое мышление мешают друг другу. Одно открывает новые пути решения задач. А другое проверяет пригодность этих решений для достижения поставленных целей. То есть творчество генерирует новые идеи, а критический склад ума выявляет их недостатки.

Когнитивные искажения

Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».

Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:

«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».

Систематическая ошибка внимания — зависимость нашего восприятия от повторяющихся мыслей. Мы чаще замечаем то, что встречали или запоминали раньше, игнорируя другие варианты.

Пример

Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее

Соответствие эмоциям — способность вспоминать факты и события, испытывая определенные эмоции. Эмоциональные паттерны вызывают разные значимые ассоциации, связанные с нашим предыдущим опытом.

Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.

Недооценка бездействия — склонность недооценивать последствия бездействия, сравнивая его с результатом действия. Выбирая между действием и бездействием с аналогичными последствиями, люди чаще выбирают бездействие.

Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.

Иллюзия частотности, или феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, при которой недавно изученная информация кажется слишком часто повторяющейся, если появляется снова в течение короткого периода времени.

Пример

Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться

Эффект иллюзии правды — склонность доверять сообщению после его многократного повторения. Людям проще воспринимать знакомую информацию, чем анализировать новую.

Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.

Как использовать критическое мышление в информационном потоке

Каждый день учитесь чему-то новому

Как развить критическое мышление? Ответ на этот вопрос может лежать в вашем университете или даже в школе. Педагогика на протяжении всего своего существования стремится к тому, чтобы сделать процесс обучения непрерывным путешествием. Мы не говорим о том, чтобы овладеть музыкальным инструментом или усвоить «Размышления» Марка Аврелия. Для того чтобы понять, как развить критическое мышление, достаточно лишь уделять какое-то время интеллектуальным упражнениям.

Что тебе всегда было интересно? Есть ли что-то в вашей жизни, на что вы всегда хотели получить ответ? Идите за этим. Не останавливайтесь, пока не найдете ответ, который ищете, независимо от того, насколько простым или тривиальным этот вопрос может показаться другим. Речь идет о достижении двух вещей: во-первых, удовлетворение интеллектуальных потребностей, а во-вторых, развитие привычек любопытства.

Конечно, если у вас есть амбиции более высокого уровня обучения и вы хотите поднять свои более широкие знания или способности на совершенно новый уровень, сделайте и это также. Изучите, к примеру, какую-нибудь древнегреческую философию. В конечном счете вы не только освоите новый навык или хобби, но и сформируете ценные новые нейронные связи, которые способствуют общему здоровью мозга и повышению когнитивной функции.

Ключевые навыки

Под ключевыми навыками понимают своеобразный алгоритм, с помощью которого человек подвергает сомнениям поступающие утверждения и самостоятельно находит ответ на свои вопросы.

Анализ

Человек сложную ситуацию “раскладывает по полочкам”. Проанализировав выделенные составляющие проблемы, он находит ее корень и устраняет ее. Аналитическое отношение позволяет еще раз прокрутить в мышлении проблему, это очень полезно, так как психика самостоятельно настраивается на поиск выхода.

Стандартизация

После произведенного анализа человеку нужно выбрать наиболее подходящее решение. Для этого необходим именно процесс стандартизации, который помогает оставлять некоторые действия на автомате и освобождать нужные ресурсы для выполнения задач.

Дифференциация

Люди со способностью критически мыслить могут отличить необходимое решение от идеального, выбирать наиболее оптимальный путь. Эти решения часто не совпадают.

Поиск информации

Умение искать информацию, систематизировать ее, обрабатывать и брать для себя пользу доступно немногим. Поиск информации из разных источников, на разные темы – необходимое умение. Такой тип мышления можно развивать через чтение и письмо.

Предугадывание

Чтобы идти немного вперед, определять план своих действий, нужно учиться предугадывать ситуацию и ее окончание. При этом, если вы составите несколько исходов ситуации, это будет только вам в плюс, ведь тогда вы проявите свою креативность.

«Критическое мышление» от Александра Попова

Пройти курс

Длительность: 24 урока.

Формат обучения: видеоуроки.

Программа:

  1. Процесс мышления.
  2. Мозг и вера.
  3. Ошибки восприятия.
  4. Недостатки и фантазии памяти.
  5. Пути узнавания: видеть то, чего нет.
  6. Создание реальности.
  7. Структура и цели аргументации.
  8. Логика и логические ошибки.
  9. Эвристики и когнитивные предубеждения.
  10. О врождённом неумении считать.
  11. Определение вероятности.
  12. Социальные иллюзии и массовые заблуждения.
  13. Философские обоснования научного метода.
  14. Наука и сверхъестественное.
  15. Разнообразие и качество научных свидетельств.
  16. Научные промахи.
  17. Наука и псевдонаука.
  18. Разнообразие псевдонауки.
  19. Ловушки теорий заговора.
  20. Дениализм: отвержение науки и истории.
  21. Реклама, жулики и городские легенды.
  22. Наука СМИ и демократия.
  23. Эксперты и научный консенсус.
  24. Критическое и научное мышление в повседневной жизни.

Что узнаете: в 24 уроках рассказывается об основах критического мышления, как применять его для проверки научных и псевдонаучных данных, новостей, в профессиональной среде, что такое аргументация и как её правильно выстраивать, какие логические ошибки наиболее распространены и как их не совершать.

Об авторе: Александр Попов — переводчик. Сам курс — это адаптация лекций Стивена Нобейи.

Зарубежный опыт

Исследователи NUI в Голуэе определили двенадцать критических позиций мышления, с которыми вам может быть полезно консультироваться, работая над развитием самосознания. Вы можете думать об этих склонностях как о аспектах вашей личности — которые могут быть или не быть хорошо развитыми, но над которыми вы можете работать со временем — которые способствуют критическому мышлению. Постарайтесь честно подумать о том, насколько хорошо эти склонности описывают вас, и почему и когда они могут быть полезны для вас как студента. Подумайте также, как вы можете работать в тех областях, которые не так хорошо развиты в данный момент.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это тип мышления, основанный на логическом осмыслении всей получаемой информации. Оно всегда ориентировано не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. В рамках критического мышления все факты, подвергаются тщательному анализу и осмыслению с использованием методов рационального познания.

Ключевой аспект критического мышления – способность оценивать правдоподобность поступающей информации и делать выводы о её истинности, исходя из имеющихся фактов. Более того, обладающие данной способностью люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные им факты. Благодаря этому они способны самостоятельно обнаружить, что ранее заблуждались, и признать это, не цепляясь за ошибочные убеждения.

Человек, обладающий хорошо развитым критическим мышлением, способен извлекать из него выгоды во всех сферах жизни. Он более наблюдателен и быстрее замечает различные важные детали в любых жизненных обстоятельствах. Поскольку он всегда понимает, какие аргументы более важны, он хорошо умеет обосновывать свою точку зрения в дискуссии. Также он быстрее обрабатывает информацию, эффективнее изучает новый материал, умеет применять свои навыки аналитического мышления в любых ситуациях.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление предполагает применение способности рассуждать. Его суть состоит в том, чтобы активно учиться, а не просто быть пассивным получателем информации.

Вы хотите проверить способности своего мозга? Пройдите Общий когнитивный тест CogniFit прямо сейчас!

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Люди, которые имеют развитое критическое мышление, зачастую ставят идеи и факты под сомнение, вместо того, чтобы принять их в первоначальном варианте. Они также стараются выяснить, соответствуют ли их идеи, аргументы и выводы общей системе ценностей, сохраняя открытость для возражений и дискуссий.

«Рыбий скелет» или «Фишбоун»

Этот прием может быть использован для развития умения устанавливать причинно-следственные связи, определять факторы, влияющие на ситуацию, и выбирать наиболее эффективное решение.

Для того чтобы воспользоваться этой методикой, необходимо предварительно создать схему в виде скелета рыбы.

Голова рыбы – это проблема или обсуждаемый вопрос, верхние скелетные кости – причины, которые привели к возникновению ситуации, нижние кости – это факты, подтверждающие, что проблема существует, а хвост – это выводы или решение по обсуждаемому вопросу.

Такая рыба является модификацией диаграммы Исикавы, широко используемой для анализа ситуаций, возникающих в бизнесе. Топ-менеджеры ведущих компаний часто используют диаграмму в процессе поиска решений возникающих производственных ситуаций и проблем.

Приемы критического мышления

Приведем краткое описание приемов критического мышления, которые помогут вам сформировать и развить это качество.

Под этим понятием скрывается не что иное, как самопознание. Это касается не только личностных рассуждений человека, но и способности смотреть на себя со стороны.

В этом случае важную роль играет состояние, в котором человек принимает то или иное решение: например в состоянии аффекта, вы может совершить самые безумные поступки, а находясь в спокойном и умиротворенном состоянии, вы действуете разумно и осмотрительно.

Так называемый метод Шерлока Холмса отлично работает при самоанализе. Любое решение необходимо принимать лишь после тщательной проверки всех фактов, подталкивающих к нему.

Дедукция – это метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Это цепь умозаключений (рассуждений), где все звенья связаны между собой логическими выводами.

На протяжении всей своей жизни мы постоянно принимаем какие-то решения, основываясь на услышанном, увиденном или прочитанном.

Однако является ли любой источник информации правдивым? Не подвергается ли он случайному или намеренному искажению со стороны автора? Ответить на подобные вопросы нелегко, но делать это необходимо.

Проверять информацию можно, как в более авторитетном источнике, так и эмпирическим (опытным) путем. Конечно проверка на собственном опыте более надежная, но на практике она может оказаться опасной или попросту невозможной.

Например, попытка удостовериться в истинности предупреждения «Не влезай – убьет!», может окончиться весьма печально, а на проверку существования Африки у вас может элементарно не найтись денег.

Сформулированные умозаключения разумно перепроверять особенно в том случае, если они основаны на каких-то формальных рассуждениях.

Если тот или иной вывод, сделанный вами, оказался верным, это вовсе не значит, что он будет правильным и при других обстоятельствах.

Чтобы развивать критическое мышление, полезно составлять список всех возможных путей решения поставленной задачи. Визуальное представление значительно упрощает мыслительную задачу.

В этом смысле идеальными помощниками будут разные схемы, таблицы и даже простые рисунки на листе бумаги.

Вспомните, как Штирлиц, в фильме «17 мгновений весны», рисовал на бумаге лица Бормана, Мюллера и Геринга, чтобы наиболее точно расставить приоритеты в борьбе с противником.

Чтобы освоить критическое мышление, достаточно придерживаться простой схемы. Эта схема состоит из 5 этапов:

  • подготовка
  • ознакомление с проблемой
  • разработка решения
  • определение окончательного решения
  • оценка результата

С подобной схемой знакомы многие из тех, кто окончил ВУЗ или увлекался какой-нибудь исследовательской деятельностью. Четко структурированный план позволяет пошагово и рационально решать самые трудные проблемы.

Людям способным мыслить творчески, гораздо легче представлять различные варианты развития событий и оценивать свои возможности в предполагаемых ситуациях.

Поэтому настоятельно рекомендуем освоить латеральное мышление и ознакомиться с основами эвристики и ее методами. Эти вещи не только помогут вам развить критическое мышление, но и вообще окажут неоценимую услугу в саморазвитии.

Довольно часто на критическое мышление негативное влияние оказывают разного рода страхи. Если вы не будете с ними бороться, то шансы на развитие критического мышления будут невелики.

Для преодоления страхов читайте мотивационные статьи и истории из жизни великих. Это поможет вам выбирать правильные ориентиры и вдохновляться на примерах выдающихся людей.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

«Верные и неверные утверждения»

Для начала формулируется тема или ситуация, которую необходимо оценить. На следующем шаге необходимо определённые утверждения в отношении первоначально озвученной информации распределить на две категории: верные и неверные с точки зрения каждого участника дискуссии, или сам человек распределяет свои утверждения или аргументы в два столбца, если он выполняет это упражнение один.

Далее следует обсуждение ситуации, или самостоятельное ее осмысление. После чего необходимо вернуться к ранее распределенной информации, и принять решение, какие данные, оцененные на предыдущих этапах, действительно верны, а какие ошибочны.

«Карта памяти»

Для развития умения систематизировать информацию, подбирать нужные данные для решения каких-либо вопросов, важно научиться быстро фиксировать возникающие идеи. Один из вариантов  фиксации — это не полное описание всей ситуации или полного объема информации, а ее письменная регистрация с помощью ассоциаций

Один из вариантов  фиксации — это не полное описание всей ситуации или полного объема информации, а ее письменная регистрация с помощью ассоциаций.

Наилучший способ использования такой карты памяти — это построение графической схемы, в центре которой будет находиться ключевая информация по ситуации, а все варианты, создаваемые в процессе обсуждения, записываются в отдельных блоках вокруг центрального элемента. Этот прием особенно удобно применять в ходе группой дискуссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector