Мышление: виды и процессы

Таблица типов мышления

Тип мышления Описание
Аналитический Аналитики выстраивают оптимальный путь решения задачи с четким выверенным планом действий
Реалистический Для реалистов основой принятия решений являются факты, то, что можно потрогать, увидеть, почувствовать.
Идеалистический Идеалисты мыслят глобально, целыми категориями на основе интуиции, эмоций, не обращая внимания на детали.
Синтетический Люди с данным типом мышления склонны создавать новое из несхожих вещей, сочетают «несочетаемое»
Прагматический Прагматики решают задачи здесь и сейчас, используя исключительно свой опыт и то, что находится под рукой.

Поскольку каждый человек в зависимости от наследственности, влияния окружения, образования и сферы деятельности всегда индивидуален, то наболее выраженным становится один стиль мышления, благодаря которому, к примеру, вас можно назвать аналитиком или реалистом.

Стратегическое и тактическое мышление

Стратегическое мышление – это навык, благодаря которому можно добиться поставленных целей. Если при этом вы владеете специальными техниками, то обладаете стратегическим мышлением. В чем особенность данного типа мышления? Стратегия и тактика взаимосвязаны, так как тактика является частью стратегии. Другими словами, чтобы выполнить долгосрочную стратегическую цель необходимо сделать конкретные тактические действия, которые прозрачны и ведут к исполнению стратегических целей.

Стратегия зачастую является искусством, так как она всегда учитывает множество вариантов развития событий. Поэтому стратегическое мышление – это умение осуществить свои мысли и идеи при большом варианте исходов событий. Стратегия способствует возможности действовать более эффективно, а также развивает память и концентрацию.

Мышление человека нуждается в постоянном развитии. Ведь именно благодаря развитому мышлению мы можем правильно анализировать данные, логически рассуждать и делать грамотные умозаключения, понимать окружающий мир и людей, быстро реагировать на различные ситуации и принимать верные решения. У Викиум есть полезный курс «Развитие мышления». Он научит всему, что должен уметь человек, обладающий острым умом и способностью быстро и эффективно мыслить. Развитое мышление является определяющим фактором успеха в современном обществе.

Суть и понятие

Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.

Особенности мышления:

  • этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
  • отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
  • способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.

Опосредованное познание возникает:

  1. Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
  2. Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
  3. Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
  4. При желании расширить границы познания.
  5. Активно проявляется при возникновении конфликтов.

Работа мышления

Основной задачей мышления является изучение сложной реальности и понимание ее взаимосвязей. При этом мы используем следующие приемы для работы с информацией:

  •  анализ;
  •  синтез;
  •  абстрагирование;
  •  сравнение;
  •  классификация;
  •  обобщение.

Любой процесс мышления помогает нам усваивать новую информацию. При этом мы применяем три формы мышления, а именно – понятие, умозаключение и суждение.

Сам процесс мышления, к чему оно относится и как проявляется, до сих пор изучают в философии и психологии. При этом подходы различные. Есть понимание, в чем суть мышления, но на некоторые вопросы до сих пор ответов нет.

Что еще почитать о дизайн-мышлении

Автор — CEO компании IDEO — объясняет, как сделать дизайн частью бизнес-стратегии и максимально использовать его возможности на всех этапах создания продуктов и услуг в разных сферах.

«Дизайн привычных вещей», Дон Норман.

Книга о дизайне для недизайнеров, технических специалистов и простых людей. Автор рассказывает, как из привычных вещей создавать приятные, понятные и удобные продукты.

«Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров», Жанна Лидтка, Тим Огилви.

Авторы рассказывают, как объединить дизайнерский и традиционный деловой подход, чтобы творчески решать бизнес-задачи.

«Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге», Оливер Кемпкенс.

Практическое пособие по созданию продуктов с помощью дизайн-мышления. В нем собраны инструменты и методики, проверенные на практике крупными корпорациями.

«Придумай. Сделай. Сломай. Повтори», Мартин Томич, Кара Ригли.

Сборник приемов и инструментов дизайн-мышления. Эксперты сопровождают все техники простыми и понятными практическими упражнениями, которые помогут усвоить материал.

Что это такое?

Психологи различают 3 стадии формирования мыслительной деятельности, нацеленной на решение основных возрастных задач. На первом этапе наблюдается реализация практических действий. Второй этап характеризуется созданием в уме плана получения результата. На третьем этапе происходит формирование понятийного аппарата. Речь идёт о действенном, образном и словесно-логическом типе мыслительного акта.

Самый первый уровень развития мыслительного процесса личности представляет собой наглядно-действенное мышление, помогающее познавать окружающую среду и взаимодействовать с ней. При таком мышлении происходят осмысленное выделение признаков предмета, выбор воздействия на объект и преобразование обстановки.

От образного и словесно-логического видов мышления наглядно-действенный тип отличается рядом признаков.

  • Познание окружающей среды осуществляется не через абстрактные понятия, а через конкретные вещи. Их можно потрогать, увидеть, услышать. Например, человек может убедиться в нагревании плиты, прикоснувшись пальцем к поверхности конфорки и ощутив её потепление.
  • Подлежащие решению задачи носят чисто практический характер. Например, для улучшения освещения офиса электромонтёр взбирается по стремянке с целью замены перегоревшей лампочки. Чтобы не промокнуть во время ливня, человек раскрывает зонт.
  • Любая возникшая проблема решается с непосредственным участием человека. Например, для определения веса предмета индивид пытается его поднять. Познавая насекомых, ребёнок с интересом разглядывает муху или стрекозу.
  • Новые навыки человек получает в процессе действий по определённому образцу, а животные – во время дрессировки посредством поощрения.

В психологии существует такое определение: наглядно-действенное мышление представляет собой особый психический процесс, при котором мыслительный способ отражения и познания реальности, установление сущностных свойств предметов и явлений, их закономерностей осуществляется путём опробования свойств объектов и физического воздействия на ситуацию. Подобное мышление формируется в младенчестве и требует дальнейшего развития. Эта начальная мыслительная база способствует приобретению и применению личного опыта в реальных жизненных ситуациях.

Исторический очерк

Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.

Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.

Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.

Как начать развивать аналитическое мышление

Как было сказано ранее, несмотря на то, что у каждого человека превалирующим, ярко выраженным является лишь один тип мышления, всегда можно начать развивать параллельно и другие. Если вы хотите развить данный тип мышления, то возьмите себе на заметку и введите в привычку решение задач на основе следующих принципов аналитического процесса:

  1. Полное понимание поставленной задачи
  2. Поиск и максимальный сбор информации, связанной с нужной тематикой.
  3. Выявление доказательной базы информации, а не предположений.
  4. Детальное изучение информации
  5. Фрагментирование информации на небольшие и понятные части.
  6. Установление логических связей в выделенных фрагментах.
  7. Нахождение закономерностей
  8. Поиск связи частного с целым и наоборот.
  9. Дополнение недостающими данными или отсечение ненужного
  10. Выстраивание структуры и организации информации.
  11. Решение задачи на основе всех выводов

Конечно, данный подход с использование всех принципов аналитического мышления не требуется, если перед вами стоит тривиальная, простая задача, поскольку это может снизить эффективность и оптимальность ее решения.

Способы развития

У детей абстрактное мышление начинает развиваться с 4–5 лет. Оно составляет основу обучающего процесса. В этот период формируется умение устанавливать связи между явлениями. Школьники наиболее восприимчивы к освоению логических навыков.

Ребёнку надо помогать в овладевании навыками абстракции. Развить их у детей дошкольного возраста можно специальными упражнениями. К процессу подключают родителей, которые дома организуют разные игры.

  • Подбирают синоним или антоним во время кидания мяча друг другу. Родитель бросает мяч со словом «бить», ребёнок ищет синоним: «лупить». Можно использовать любые близкие по значению слова: маленький – крошечный, бордовый – вишнёвый, тьма – мрак. Затем идёт подбор антонимов: счастье – горе, малыш – великан, свет – темнота.
  • Следующее задание предполагает завершение предложения. Ребёнку кидают мяч с началом фразы: «ворона каркает». Возвращается предмет с концовкой: «курица кудахчет».
  • Составление ассоциативного ряда хорошо развивает детское абстрактное мышление. К предложенному слову дети подбирают любые ассоциации. Цепочка может выглядеть так: ёлка – зелёный – Новый год – крокодил – укроп – листик – попугай – лес.
  • Предлагают 10 цепочек слов, состоящих из 4 словоформ, среди которых нужно найти лишнее слово. Например, предлагается 3 вида ягоды и овощ: клубника, клюква, огурец, черника.
  • Организуют театр теней. Ребёнок включает воображение при виде тени, произведённой с помощью движений рук или вырезанных картонных фигурок. Он должен представить какой-то образ и обыграть его.

Нарушение чёткости абстрактно-логического мыслительного процесса может возникать из-за сильной сжатости и фрагментарности внутренней речи. Её тренируют и упорядочивают с помощью внутреннего проговаривания. При решении трудных задач необходимо добиваться точных умственных формулировок.

Выполнение заданий на выявление закономерностей и объединение единиц речи на основе общего признака, игры в шашки, шахматы развивают способности мозговой деятельности, улучшают её и помогают сохранить абстрактно-логическое мышление и память до глубокой старости.

Существуют упражнения и для взрослых.

  • Нужно выбрать непротиворечивое утверждение и затем подобрать к нему опровержения. Аргументы, доказывающие обратную позицию, следует выписать столбиком. Рядом с каждым из этих суждений надо написать опровержение к нему. Таким образом доказывается истинность первой фразы. Например, первоначальное утверждение: «Осень – чудесная пора». Дальше следует запись: «Льют затяжные холодные дожди». И рядом: «Красные и жёлтые листья украшают деревья». Чем больше найдено опровержений, тем лучше.
  • Полезное для совершенствования мыслительного процесса упражнение связано с расшифровкой аббревиатур, придуманных на ходу. Лучше всего их составлять из 3 или 4 букв, а потом пытаться расшифровать. Чем смешнее и оригинальнее полученные варианты, тем лучше. Например, ОЧР – организация чумазых работников, СКСД – союз кривых старых дев.
  • Нужно подобрать к абстрактным понятиям синонимы и постараться доступным языком объяснить их смысл. Можно придумать конкретный символ, выраженный в словах или графическом образе. Сначала работают над простыми категориями, потом переходят к более сложным понятиям: «забота», «веселье», «финансирование», «инспирирование» «индифферентность», «инкриминирование».

Понятие абстрактного мышления

Мышление формирует картину мира, помогает в решении жизненных ситуаций, достижении успехов и возможности человека называться таковым. Простыми словами, мышление – ясное понимание явлений, предметов и фактов. Человек мыслит обобщенно при догадках, предположениях и формировании общих выводов. Так проявляется абстрактное мышление, которое называют также обобщенным.

Наука определяет абстрактное мышление как человеческую способность мыслить не конкретными категориями, а обобщенно. Мир рассматривается не детально, а целостно. Не учитываются догмы и правила, расширяются границы познания, ситуация воспринимается с неодинаковых сторон. Неординарное решение проблем возможно благодаря мышлению абстрактными категориями.

Бытовые ситуации – самая часто используемая сфера задействования способности мыслить абстрактно. Приведем пример: при виде парня на лавочке у подъезда, щелкающего семечки, возникает мысль, что он бездельник. В такой ситуации рассуждения основываются на собственных представлениях человека. Но они отличаются от действительности.

Причиной того, что парень сидит на скамейке и ест семечки, может быть:

  • желание отдохнуть после работы патрульным на территории стройки;
  • выходной день, когда человек свободно распоряжается временем;
  • ссора в компании или дома, что заставила его обдумать ситуацию, щелкая семечки;
  • борьба с курением – вредной привычкой.

У парня могло случиться много различных событий. Абстрагируясь от конкретной ситуации – он сидит на лавочке и ест семечки, можно учитывать различные точки зрения.

Абстрактное мышление – это приблизительное мышление. В повседневности оно полезно, поскольку выводит человека из тупиковой ситуации, когда трудно найти решение

Абстрагируясь, можно учесть то, на что раньше не обращали внимание (сделать анализ или синтез мыслей)

В определении абстрактного мышления используется слово «логическое». Логика задействуется при оперировании абстракциями – единицами измерения, закономерностей, качеств предметов или явлений. Человек мыслит абстрактно-логическими категориями, когда пользуется тем, что не подлежит оценке тактильными ощущениями: слухом, зрением, нюхом.

Математика – сфера познания, где активно задействовано абстрактно-логическое мышление. Наука объясняет явления, физически отсутствующие в реальной жизни. Примером служит цифра 5: ее невозможно ощутить, увидеть или услышать, но человек понимает, что она обозначает 5 единиц, сложенных вместе.

Как пример рассматривают языки народов мира. Буквы, слова, предложения и тексты – не существующие в физическом мире вещи. Человечество создало алфавит – способ выражать свои мысли и передавать их другим.

Нахождение общего языка между людьми возможно благодаря восприятию и пониманию слов, распознаванию букв, устному или письменному строению предложений. Абстрактное мышление и речь тесно взаимосвязаны между собой.

Смотрите видео о абстрактном мышлении:

В чем польза

Этот тип мышления задействуется при неопределенных, неизвестных или непонятных ситуациях, которые не способен решить интеллект. Использование логики и абстракции помогает найти и определить окружающие явления.

На практике абстрактное (абстрактно-логическое) мышление дает следующие возможности:

  1. Выделение характеристик явления и предмета по отдельности.
  2. Отвлечение от ограничений, которые накладывают обстоятельства.
  3. Обобщение.
  4. Конкретизация.
  5. Соответствие частного общему и наоборот.
  6. Классификация и систематизация информации.
  7. Избавление от лишнего и выделение нужного.
  8. Анализ действительности.
  9. Формирование общей картины благодаря соединению отдельных сведений.
  10. Вычленение составляющих одного целого.

Человек наделен перечисленными мыслительными способностями, но у каждого они развиты по-своему и проявляются неодинаково. Для получения практической пользы способности можно совершенствовать.

Понятие позитивного мышления описаны здесь, а как научиться мыслить позитивно, узнайте, тут.

Позитивное мышление

Позитивное мышление – гораздо больше, чем просто оптимистичное отношение ко всему. Это не игнорирование имеющихся проблем, не уход от них головой в песок. Это способность видеть множество решений даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях. Сила позитивного мышления заключается в том, что это один из эффективных методов борьбы со стрессом, а умение справляться с ним есть залог сохранности здоровья. Причиной этому является:

  1. Уменьшение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Стресс – одна из причин развития гипертонической болезни и атеросклероза сосудов.
  2. Повышение устойчивости к простудным заболеваниям. К примеру, студенты с низкими адаптационными возможностями по окончании такого стрессового события, как сессия, часто начинают болеть простудой.
  3. Личности, обладающие позитивным мышлением более склонны к ведению здорового образа жизни (регулярные физические нагрузки, правильное питание).

Влияние позитивного мышления на повседневную жизнь

Представьте себе ситуацию, в которой вам на тропинке встретился медведь. Вы почувствуете страх и мозг запрограммирует определенное действие – бежать от угрозы. С одной стороны, это эволюционно полезное чувство, которое помогает человеку справиться с экстремальной ситуацией. Но с другой стороны, оно ограничивает круг идей, которые могут прийти вам в голову. Негативные эмоции сужают ваш разум, фокусируют на конкретные действия. В тот же момент у вас может быть возможность залезть на дерево, взять палку, но все это будет казаться неуместным, когда перед вами стоит медведь.

Это полезный инстинкт, если вы пытаетесь спастись, но в XXI веке человек не сталкивается с подобными ситуациями. Тем не менее, человеческий мозг так и остается запрограммированным на негативные эмоции таким образом, что при этом ограничивается спектр идей, которые могут прийти в голову. Например, когда за вечер нужно сделать большой список дел, мы испытываем раздражение, которое будто парализует нас и не дает приступить к их рациональному выполнению.

У вас негативное мышление, если:

  • После продуктивного рабочего дня вас похвалили за работу, вы приходите домой и вместо того чтобы искренне порадоваться за себя, начинаете думать, как выполнять еще больше задач.
  • Когда происходит что-то плохое, вы вините исключительно себя. Например, отменилась встреча с друзьями и вам кажется, что они просто не хотят видеться с вами.
  • Разлитая на одежду чашка чая наводит вас на мысль, что весь день пойдет насмарку.

Оптимистичные личности склонны к позитивному мышлению. Но и пессимисты могут оптимистично мыслить, если освоят определенные навыки.

Типы логических операций

Для начала нужно определить: что такое типы логических операций. Принято считать, что данный фактор относится к умственным действиям, которые сочетаются с понятиями. При этом сочетании люди могут получать новые знания и приходить к истинным заключениям. Рассмотрим нижеприведенные формы более подробно.

Сравнение

При помощи данной логической операции разные объекты сравниваются между собой. После этого определяется истина, которая заключается в следующих пунктах:

  • что может быть общего между объектами;
  • чем они отличаются друг от друга.

В результате получаются два направления: общие черты и черты различия. Данное действие можно увидеть на примерах. Вот один из них. Перед вами положили три овоща: морковь, картофель и свеклу. Вам необходимо найти между ними разницу, а также определить некоторую схожесть. Естественно, морковь будет отличаться по цвету и по форме от других овощей. В другом случае между свеклой и картофелем можно найти общие сходства. Данные корнеплоды имеют округлую форму. Если рассуждать и дальше, то можно найти еще несколько общих черт и черт, которые говорят о различии.

Абстракция

Данный вид операции позволяет выделить некоторое индивидуальное свойство предмета или объекта. Данное свойство находится в независимом положении, в отличие от других рядом существующих объектов. Например, любой объект имеет форму, цвет, свойства. Однако данные критерии не могут существовать без самого объекта. Тем не менее, точные науки позволяют при помощи абстрагирования изучать вышеперечисленные критерии отдельно от самого объекта.

Обобщение

Данный вид логической операции позволяет объединить и перенести определенное утверждение на другие объекты. Их может быть очень много или только два. Так, обобщение не конкретизирует, а объединяет объекты по определенным направлениям. Лучше всего это будет видно на примере геометрических фигур. Если изучить свойства сразу трех четырехугольников, то можно сделать вывод о том, что эти свойства могут относиться и к другим четырехугольникам. Так мы получим обобщение, которое происходит при подключении логики. Еще один пример. Зайдя в квартиру, мы ощущаем тепло. В наше сознание сразу же приходит информация о том, что и во всех комнатах будет так же тепло, как и в коридоре. Именно так происходит логическое обобщение.

Знайте, что у обобщения есть противоположность – это конкретизация. Она, наоборот, переносит общее утверждение на определенный объект. Такой объект наделяется свойствами, которые имеют и другие объекты.

Анализ

При данном виде логической операции происходит разложение объекта или явления на отдельные части или элементы. Именно из них может состоять либо объект, либо явление. В процессе такого разложения выясняются связи между частями. Таким образом, можно выяснить, из чего состоит то или иное явление либо предмет. Например, чтобы понять, из чего состоит кислота, ее нужно разложить на составляющие.

Синтез

При данном процессе происходит объединение либо элементов, либо частей чего-либо в одно целое. Получаемый объект или явление таким путем становится сложным. Данная операция нужна для определения внутреннего устройства объекта или явления. Например, чтобы получить воду, необходимо объединить кислород и водород. Примерно таким способом проводятся различные логические операции в человеческом сознании. Чтобы получить истину, ему необходимо объединить сразу несколько мыслей в одну целую.

Заключение

Вид мышления, который проявляется в той или иной ситуации, зависит от индивидуальных характеристик личности. Если человек рос в позитивной обстановке, где его принимали, понимали и мотивировали на успех, тогда его лучшими “тараканами в голове” будут позитивное и стратегическое мышление – это как минимум.

Но если ребенка постоянно критиковали, он не находил понимания и поддержки в неудачах, тогда ему прямой путь к негативу, иррациональности, репродуктивности – у него нет ресурсов что-то выдумывать новое.

Поэтому, дорогие читатели, настраиваемся на позитив, творчество, креатив, логику и критичность. Как развивать эти виды, ищите в статьях на блоге. А еще предлагаю воспользоваться подборкой курсов по развитию мышления и тестов по мышлению, чтобы узнать ваши сильные и слабые стороны познавательных процессов.

Желаю творческих успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector