Что такое абстрактное мышление: как и зачем его развивать
Содержание:
- Виды абстракций
- О формах абстрактного мышления
- Кто такой абстрактный человек
- Развитие
- Абстракция в программировании
- Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры
- Виды абстракции
- В искусстве
- В чем польза отвлеченных понятий и мышления?
- Литература[ | ]
- Абстрактное мышление: что это такое и как развить?
- Формы абстрактного мышления
- Развитие умения мыслить абстрактно
- Литература
- Развитие умения мыслить абстрактно
- Литература
- Абстрактное понятие
Виды абстракций
Классификация видов абстракции основана на целях осуществления этой операции:
- Изолирующая абстракция. Конкретное явление выделяется из общего фона и изучается. Например, на столе лежит апельсин. Человек выделяет из него два признака: оранжевый цвет и сладко-кислый вкус. Такой абстракт (это конструкт, образующийся в процессе абстракции) позволяет в дальнейшем сравнить его, например, с мандаринами.
- Обобщающая абстракция необходима для получения общего образа, например, создания теоретической или эмпирической модели исследования. Пример – математические уравнения, которые решаются в целом, без дробления на составляющие.
- Идеализация нужна для составления идеальной картины изучаемого явления для достижения определенных исследовательских или практических целей.
Цель абстракции для совершения определенного класса мыслительных операций может различаться, но она всегда связана с конкретной задачей и ее вписыванием в более широкий контекст познавательной деятельности.
О формах абстрактного мышления
Когнитивные возможности неоднородны по внутреннему составу. Классификация проводится по преимущественной операции и виду, который применяется в каждой конкретной ситуации, при решении определенной задачи. Наиболее точно формы определяются с помощью методов и инструментов формальной логики. Всего называют три основных типа.
Понятие
Наиболее универсальная категория. Посредством понятийного аппарата человек имеет возможность определить любое явление, любой объект, процесс, все предметы окружающего мира во всем многообразии
Понятие отражает наиболее существенные признаки описываемой структуры, потому акцентирует внимание на отличительных чертах. Это позволяет отграничить объекты друг от друга
Например, понятно, почему яблоко — это яблоко, а не арбуз, а автомобиль — не холодильник. Понятие разнятся по объему, наглядно их можно представить в виде кругов Эйлера. Есть несколько типов соотношений объемов в рамках определения понятийного аппарата:
- Одно понятие включает в себя другое. Например, фрукты, персики. Первая категория будет более общей по сравнению с другой. Потому она изображается в форме круга, заключающего в себя второй круг. И таких кругов может быть множество, поскольку помимо персиков можно формализовать понятия прочих фруктов.
- Понятия частично совпадают. Это скорее контекстуальные ситуации. Например, когда определены предметы, имеющие специфические черты и одновременно в чем-то схожие. Как вариант. Студенты, играющие в шахматы и студенты, играющие в футбол. Совпадение в понятиях будет в части студентов, играющих одновременно в шахматы и в футбол.
- Полное несовпадение. Когда понятия не имеют общего объема. Автомобили и слоны. Люди и груши.
Понятие должно быть четко определено, это основное требование. Поскольку без выделения существенных черт явления не может быть четкого определения сути. Дефиниция должна включать в себя основные признаки, те, которые позволяют вычленить объект из группы других и придать ему обобщенные моменты.
Суждение
Это некое предложение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Истинность сказанного в данном случае должна быть достаточной, чтобы в дальнейшем применять суждения для мыслительных и логических операций. Например, все люди любят кататься на велосипеде. Только в том случае, если истинность сказанного будет доказана, можно применять такое утверждение для получения нового знания.
Суждение определяется объемом. Так, возможно утверждение относительно целого пласта объектов (определяется префиксами «все», «никто» или же местоимениями «я», «ты», которые также имеют признак целостности в контексте формальной логики). Также использование части объектов («некоторые», «те» и пр.). В зависимости от типа суждения определяется и дальнейший способ оперирования таковыми.
Умозаключение
Третья элементарная форма названного способа умственной активности. Считается способом получения новых знаний из уже известных. Присутствует несколько типов такового. Классический случай — силлогизм. Когда имеются две посылки, то есть два суждения, из которых можно сделать некие новые выводы. Как пример:
- все машины — механизмы;
- все механизмы работают на топливе;
- следовательно, все машины работают на топливе.
В этом случае человек получает знания опосредованно, с помощью простого инструментария. Можно опустить суть явления, довести его до абсурда, суть останется той же:
- все люди — груши;
- все груши любят спать;
- следовательно, все люди любят спать.
В формальной логике существуют схемы, определяющие конечный вывод из посылок. Так называемые фигуры силлогизма. Всего их четыре, по числу возможных исходных суждений (отрицающие все или в части, утверждающие все или в части).
Существуют и другие способы получения нового знания. Например, леммы и др. Они являются производными от основных и имеют собственные законы разрешения. Также индуктивные и дедуктивные умозаключения, которые исходят из других исходных суждений-посылок.
Абстрактное мышление напрямую связано с формальной логикой и математическими способностями. Развивая одно, параллельно развивается и другое.
Таким образом, к формам абстрактного мышления относится понятие, суждение и как способ получения нового знания — умозаключение.
Кто такой абстрактный человек
Пироман — что это значит Абстрактный человек – это личность, которую человек себе нарисовал в воображении. Он может и не существовать в реальном мире. Например, когда девушка представляет парня своей мечты, она рисует абстрактного принца на белом коне. Еще один вариант – это идеализация кого-то. Если человек влюбляется, он испытывает эти чувства по отношению к абстрактному образу, а не реальному человеку. Поэтому столько людей со временем говорит: «Он/она так изменился». На деле человек такой, какой и был. Просто абстрактный характер превратился в конкретный.
Таким человеком может быть образ идеальной личности, на которую нужно равняться. Когда люди говорят: «Я хочу быть целеустремленным, богатым», они рисуют абстрактный образ того, какими они себя желают видеть в будущем.
Развитие
Приведу несколько упражнений, помогающих улучшить навыки. Но для разного возраста они могут изменяться, поэтому рассмотрим их по отдельности.
У детей
В этот период такое мышление прогрессирует автоматически. Но в силах родителей создать более благоприятные условия. К тренировкам желательно приступать с первых лет жизни малыша, так как в это время его мозг только начинает формироваться и расти. Основная цель на этом этапе – максимальное расширение кругозора.
Вот что можно для этого сделать:
- На листе бумаги разлейте краску так, чтобы получилось пятно. Из него вместе с ребенком сделайте картинку. Дайте ему простор для воображения, и пусть он сам озвучит свою идею.
- Вместе придумывайте слова или имена. Например, подберите иллюстрацию и дайте ей несколько необычных названий. Это может быть все, что угодно: природа, флора и фауна.
- Займитесь домашними театральными спектаклями. Вместе с малышом создайте костюмы из подручных вещей и различный реквизит, устраивайте репетиции, импровизируйте. Довольно эффективным является и театр теней.
Параллельно этому разгадывайте ребусы, всевозможные головоломки. Научите ребенка правилам игры в шахматы или шашки, собирайте мозаику. Скорее всего, первые шаги в этом деле будут нелегкими, но в дальнейшем мыслительный процесс станет прогрессировать значительно быстрее.
У взрослых
В этом случае абстрактно-логическое мышление совершенствуется усложненными путями, чем в детском возрасте. Но это все равно остается возможным. Причина в том, что этот навык уже успел сформироваться, а знания постигаются гораздо труднее. Но можно делать упражнения для повышения уровня креативности:
- Лягте поудобнее и закройте глаза. Ваша задача – четко и детально представить всех людей, с кем вы общались в этот день. Прокрутите в голове то, в чем они были одеты, их голос, жесты и мимику. Одновременно думайте и о своих чувствах и ощущениях, полученных во время коммуницирования.
- А теперь начните представлять себе различные эмоции: грусть, счастье, тревожность, сочувствие. При этом не наделяйте ими конкретный объект, а создайте воображаемый образ для каждого состояния.
- Затем придумайте силуэты нематериальных явлений или терминов. Наблюдайте за собственными ассоциациями, отслеживайте возникающие символы.
Помимо этого, можно заняться рисованием, решать все те же головоломки или почитать тематическую литературу.
Абстракция в программировании
В области информатики и разработки программного обеспечения принцип абстракции используется для снижения сложности и обеспечения эффективного проектирования и внедрения сложных программных систем.
Абстракция — это акт представления основных функций без учёта фоновых деталей или объяснений.
В объектно-ориентированном программировании
Абстракция является одной из пяти основных причин, которые указал Гради Буч, как те, что приводят к снижению производительности программ:
- наследование «размывает» код;
- динамическое связывание методов;
- динамическое создание и уничтожение объектов;
- значительная глубина абстракции;
- инкапсуляция снижает скорость доступа к данным.
Какие инструменты использует абстрактное мышление: виды и примеры
Формальные методы используют три основных способа мыслительной активности. Однако этим все не исчерпывается. Чтобы получить более глубокие знания о предмете исследования используется масса вспомогательных инструментов.
Анализ
Процесс умозрительного разделения целого объекта, явления или процесса на составные части. В зависимости от применяемого подвида, далее возможно исследование каждого отдельного компонента или выделение наиболее значимых черт. В качестве примера первого – понятие преступления в праве. Включает в себя объективную и субъективную стороны, объект и субъект. Возможно разделение вполне реального объекта при анализе, физическое отделение частей. При исследовании механизмов, человеческих органов, тканей в рамках анатомии, патанатомии и т. д.
Если говорить о втором подвиде, типичнейший пример — это разработка определения понятия, выведение дефиниции. Например, человек. Какие свойства можно выделить? Ходит прямо, имеет две пары конечностей, глаза, органы слуха, разумен, обладает способностью к мышлению и речи и т. д. При анализе второго типа нужно выделять только существенные черты. Что в таком случае существенно? Способность к речи, умственная активность, прямохождение. В таком ключе эта методика и используется.
Синтез
Обратное анализу явление. Процесс объединения составных частей в целое. Особенно активно используется в научной практике, при применении правовых норм специалистами в области юриспруденции, врачами при проведении диагностики и составлении единой клинической картины (далее выдвигаются гипотезы относительно заболевания). Мыслительные операции тесно соприкасаются с повседневной жизнью.
Систематизация (или классификация)
Распределение группы понятий или реальных объектов по классам. Имеет формальное основание — то есть та черта, по которой проводится разграничение. Пример – геометрические фигуры. Критерий — количество углов. Отсутствуют — овалы, эллипсы, круги. Три — треугольник. Четыре — квадрат, параллелограмм, прямоугольник. И так далее. Наиболее продуктивно использование классификации в научной практике, статистике.
Сравнение или компаративистский анализ
Заключается в сравнении двух структур, предметов. В выявлении схожих черт, различий. Имеет смысл только тогда, когда объекты действительно похожи. Нет смысла сравнивать людей и фрукты, это абсурдно и не принесет никаких новых знаний, поскольку суть и так хорошо понятна. А вот сравнение человека и приматов, человека и животного и так далее вполне имеет смысл в контексте эволюционных концепций, биологических, анатомических знаний.
Конкретизация
Или же дедуктивный метод. Основан на переходе от общего знания к частному случаю существования такого же явления. Если брать пример: в странах Европы летом жарко. Украина — страна Европы. Следовательно, в Украине летом жарко. По сути это разновидность умозаключения.
Индукция
Есть и обратное явление. Когда от частного знания проводится движение к общему знанию. Тут справедливо будет привести такой вариант. В Украине летом жарко. Украина — часть Европы. Следовательно, в странах Европы летом жарко. Тут возникает большая проблема. Если дедуктивные умозаключения в большинстве своем истинны, то индуктивные могут быть с большой вероятностью ложными. Поскольку нарушается закон достаточного основания
Обобщения проводятся с большой осторожностью, и требует подтверждения эмпирическими методами
Аналогия
Переведение свойств одного объекта на другой
Такой перенос также требует осторожного подхода, поскольку не всегда имеет место истина. Однако, это смелая методика, она позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи
Применяется не только в научной деятельности, но и в прикладных сферах. По такому принципу были определены некоторые законы аэродинамики, сконструированы летательные средства и т. д. Базой были исследования жизнедеятельности птиц, биологических существ.
Указанные инструменты при правильном применении дают множество информации. Позволяют добиться качественных результатов в исследованиях и практической деятельности. Сферы могут быть самими разными. Формы абстрактного мышления в таком контексте также выступают инструментами, только более общими.
При анализе становится понятна разница между абстрактным и конкретным мышлением. Если первое имеет дело с логическими конструкциями и следует четким законам, второе стихийно и основывается на опыте, работе с конкретными объектами здесь и сейчас (хотя и логическая разновидность может иметь дело с конкретными предметами, если они имеют значение в рамках ситуации).
Виды абстракции
Некоторые типы абстракции:
примитивная чувственная абстракция — отвлекается от одних свойств предмета или явления, выделяя другие его свойства или качества (выделение формы предмета, отвлёкшись от его цвета или наоборот). В силу бесконечного многообразия действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все её стороны, поэтому примитивная чувственная абстракция совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним.
обобщающая абстракция — даёт обобщённую картину явления, отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике.
идеализация — замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой, отвлечённой от несущественных для данного исследования реальных атрибутов
В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ», «абсолютно чёрное тело», «прямая» и др.
изолирующая абстракция — тесным образом связана с непроизвольным вниманием, поскольку при этом выделяется то содержание, на котором сосредоточивается внимание.
абстракция актуальной бесконечности — отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
конструктивизация — отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».
По целям:
- формальная абстракция — выделение таких свойств предмета, которые сами по себе и независимо от него не существуют (форма или цвет). Этот тип абстракции служит основой усвоения детьми знаний, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления.
- содержательная абстракция — вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (клетка организма). Этот тип абстракции у учащихся развивает способность оперировать ими.
В искусстве
Не только философии, но и искусству свойственно такое понятие, как «абстракция». Картины многих известных художников написаны в этом жанре.
Абстракционизм является направлением в искусстве, которое характеризует отказ от передачи чего-либо в виде реалистичного отображения. Это в первую очередь касается форм изображений в живописи и скульптуре. Однако абстрактным может быть любое произведение, например рассказ, стихотворение, театральные декорации, костюмы и многое другое.
Основоположником этого жанра принято считать российского живописца Василия Кандинского, а первым абстрактным произведением – его акварельную работу «Без названия», написанную в 1910 году.
В чем польза отвлеченных понятий и мышления?
Общее понятие абстракции, принятое в науке, совершенно не раскрывает практической пользы этого явления. Между тем оно необходимо для развития мыслительных возможностей человека. Например, именно с помощью абстракций и их сопоставлений дети начинают познавать мир.
Отвлеченные понятия – неотъемлемая часть мыслительной деятельности людей. Они способствуют раскрытию связей и отношений между явлениями, предметами, элементами, понятиями. С помощью абстрактного мышления люди синтезируют имеющиеся представления и формируют новые типы взаимосвязей и соотношений между рассматриваемыми предметами, тем самым развивая собственное сознание.
То есть с помощью отвлечения происходит прогресс познавательной, мыслительной деятельности человека.
Помимо этого, абстракции неразрывно связаны с языковыми навыками. Обучение речи малышей происходит с помощью этого типа мышления.
Литература[ | ]
- Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
- Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
- Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
- Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
- Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
- Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
- Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
- Виленкин Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятие математики и объектов науки.— «ВД», 1974, № 2;
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
- Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивиауации и постоянства, — В кн.: Творческая природа научного познания, М., 1984;
- Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
- Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
- Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
- Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
- Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, N 2;
- Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, N 3.
Абстрактное мышление: что это такое и как развить?
Вот ряд упражнений, которые помогут перейти от слов к делу и наоборот.
Очевидное и вероятное. Возьмите лист бумаги и напишите на нём какое-либо распространённое убеждение. Например, «отпуск на морском побережье – лучший отдых». Теперь придумайте опровержения этому. Например, «на Байкале куда более интересно», «в горах воздух чище» и так далее.
Чем больше вам удастся найти контраргументов, тем лучше. Следующий шаг – нужно опровергнуть то, что доказывало неправдоподобность первого суждения. «На Байкале нет волн», «в горах тяжело дышать». Таким образом вы должны доказать очевидность изначально заявленного постулата.
- Заглавные буквы. Это упражнение может стать неплохим развлечением в компании, например, в ожидании самолёта или во время путешествия в поезде. Обозначьте сочетание из 3-4 любых букв. Задача участников — превратить их в аббревиатуру. Например, СКБ – «Союз коммунальных беспредельщиков», «Сборная комбайнерских бригад», «Сборная колыбельных баек». Так вы не только заставите мозг трудиться над поиском новых словосочетаний, но и разнообразите свой досуг.
- Живём по понятиям. В нашей жизни много понятий, которые нельзя потрогать. Счастье, красота (она для всех разная), любовь, злость, ненависть. Выберите одно из них. Дайте ему определение самыми простыми словами.
Найдите синонимы к этому слову, чем больше – тем лучше
Придумайте символ этого понятия: конкретный рисунок, набор символов, похожих на иероглифы, чертёж или схема — неважно. После того как справитесь с этим распространённым общечеловеческим явлением, беритесь за более сложные понятия – референтность, валидность, амбивалентность
Так вы не только выучите новые слова, но и станете лучше понимать их истинное значение, соответственно, и объясняться даже с самыми образованными и «подкованными» людьми вам станет куда проще. А мозг станет выдавать всё больше гениальных идей.
«Мы новый мир построим». Примите удобную позу, закройте глаза. Это упражнение подобно сеансу медитации. Вспомните всё, что произошло с вами за день. Людей, с которыми вы общались или просто виделись, события, которые случились.
Задача – воспроизвести всё в деталях. Кто во что был одет, какое было выражение лица у собеседника, как пахло в комнате, какая музыка звучала. Как только картинка собралась, нужно внести в неё преобразования. Наделите людей разными эмоциями и характеристиками: добротой, злостью, весельем, ленью. «Облагородьте» помещение, в котором всё происходило. Перекрасьте в своём воображении стены, поменяйте мебель, делайте всё, что подсказывает фантазия. Не бойтесь экспериментировать. Этот «ремонт» исправить несложно, а вот ваше воображение такое упражнение разовьёт, вне сомнений.
Формы абстрактного мышления
Посредством абстрактного мышления человек в процессе рассуждений открывает для себя новые грани изучаемого объекта, расширяет свои знания об окружающей действительности.
Формы абстрактного мышления:
- понятие;
- суждение;
- умозаключение.
Понятие
Понятие отражает результат интеллектуальной деятельности человека, в результате которой формируется общее понимание сути объекта по его существенным признакам. Существенные признаки — это те признаки, которые позволяют отнести объект к той или иной группе. Например, понятие «Автомобиль» обладает рядом несущественных признаков, таких как цвет, марка, мощность мотора. Эти признаки у разных автомобилей различны. Не имеет значения, какого цвета машина, все равно это автомобиль. Но у данного понятия есть также существенные признаки, позволяющие его относить к группе «Автомобили»: наличие двигателя, четырех колес.
Определение понятия — это установление всех существенных признаков. Отдельно признаки являются необходимыми, а все вместе они признаются достаточными для формирования понятия.
Например, наличие двигателя и четырех колес по отдельности необходимые признаки — без колес машина не поедет, без мотора — это уже не автомобиль, а тележка. Вместе эти признаки — достаточны для того, чтобы назвать объект на колесах с мотором машиной.
Понятие может быть житейским, полученным из личного опыта, и научным, полученным путем научения кем-то.
Способы определения понятий:
- анализ — разложение изучаемого предмета на отдельные компоненты;
- синтез — составление из разрозненных частей целого объекта;
- обобщение — объединение сходных по определенным признакам объектов;
- сравнение — определение различия или сходства объектов;
- абстрагирование — концентрация на одних свойствах и отстранения от других.
Рис. 2. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование.
Суждение
Суждение — это форма мышления, которая воспроизводит не набор свойств объекта, как понятие, а связи и взаимодействие между объектами. Суждения выражаются в форме утверждения или отрицания.
Суждения могут быть простыми, например «Петр Ильич Чайковский — композитор», и сложными «Пришла весна, перелетные птицы вернулись из теплых краев».
О суждении можно сказать, что оно истинно или ложно.
Умозаключение
Умозаключение позволяет из одной или нескольких посылок построить новое заключение.
Например, «Овощи можно употреблять в пищу», «Лук — это овощ» — «Лук можно употреблять в пищу».
Развитие умения мыслить абстрактно
Способность к абстрактному мышлению формируется у человека естественным образом с детства — периода, когда ребенок активно фантазирует, придумывает сказки и выдумывает вымышленных персонажей.
В старшем возрасте способность абстрактно мыслить помогает ребенку осваивать технические науки. Далее она активно помогает осваивать предметы в вузах.
Во взрослой жизни, способность мыслить абстрактно помогает решать устраивать мозговые штурмы и находить необычные выходы из ситуаций. Также эта способность проявляется в таких областях, как философия, психология, журналистика или инженерия. Кроме того, именно абстрагирование человеку мечтать, создавать образ будущего.
Абстрактное мышление у детей
Дети и так с рождения неплохо справляются с абстрактными явлениями, но родители могут сделать этот процесс более плодотворным. Заниматься с ребенком можно с самого рождения, пока его мозг растет и формируется. Главная задача взрослых — научить ребенка переходить от конкретных предметов к отвлеченным понятиям, которые можно только представить. Для этого даже существуют специальные упражнения:
Рисование кляксы. Для упражнения нужно взять альбомный лист, и с помощью красок сделать мокрую кляксу. Вместе с ребенком можно превратить эту кляксу в нечто существующее — человека, животное или предмет быта.
Придумывание несуществующих имен и названий. Ребенку можно показать любую картинку и предложить дать ей название
Здесь важно называть первое, что приходит на ум. Также можно давать имена животным и людям
Особенно интересно делать такое упражнение с доисторическими животными, которых уже не существует.
Театральные постановки. Входя в список рекомендаций для гармоничного развития ребенка, ролевые игры и постановки также помогают развивать абстрактное мышление. Отлично подойдут для этого пальчиковые игры или театр теней.
Кроме того, в развитии абстрактного мышления у детей отлично помогают загадки, ребусы, пазлы и игры в ассоциации.
Читать далее: Как научиться расставлять приоритеты
Абстрактное мышление у взрослых
У взрослых людей с созданием абстрактных образов и явлений дела обстоят хуже, чем у детей. Во многом, из-за сформированной картины мира, опыта и жизненных принципов. Мышление взрослого человека менее гибкое, поэтому новые знания им воспринимаются с трудом. Но при желании, любой человек может заново научиться думать абстрактно. Для этого можно воспользоваться упражнениями на развитие креативности:
- В конце дня нужно закрыть глаза и представить всех людей, с которыми довелось встретиться в течение для. Вспомнить необходимо все детали — одежду человека, его лицо, цвет глаз, тембр голоса и настроение. Также стоит воспроизвести ощущения от встречи с этим человеком.
- Второе упражнение также выполняется с закрытыми глазами. Оно заключается в воспроизведении разных эмоций. То есть, нужно создать образ радости, ужаса, страха, тревоги, недоверия и т.п.
- Третье упражнение также следует выполнять с закрытыми глазами. Но представлять нужно образ какого-либо понятия. Отлично подойдет для упражнения такое понятие как бесконечность. Создавая образ этих явлений, нужно отследить свои ощущения.
Кроме упражнений, можно использовать такие инструменты, как головоломки, ребусы, рисование и логические задачки. Пазлы также прекрасно подойдут для построения цельного образа из отдельных картинок.
Ольга Фигура
Литература
- на русском языке
- Виленкин Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятия математики и объектов науки. // Вопросы философии. 1974. № 2;
- Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
- Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
- Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
- Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
- Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
- Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства // Творческая природа научного познания, М., 1984;
- Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод.—В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
- Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
- Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972;
- на других языках
- Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
- Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
- Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
- Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, № 2;
- Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, № 3.
Развитие умения мыслить абстрактно
Способность к абстрактному мышлению формируется у человека естественным образом с детства — периода, когда ребенок активно фантазирует, придумывает сказки и выдумывает вымышленных персонажей.
В старшем возрасте способность абстрактно мыслить помогает ребенку осваивать технические науки. Далее она активно помогает осваивать предметы в вузах.
Во взрослой жизни, способность мыслить абстрактно помогает решать устраивать мозговые штурмы и находить необычные выходы из ситуаций. Также эта способность проявляется в таких областях, как философия, психология, журналистика или инженерия. Кроме того, именно абстрагирование человеку мечтать, создавать образ будущего.
Абстрактное мышление у детей
Дети и так с рождения неплохо справляются с абстрактными явлениями, но родители могут сделать этот процесс более плодотворным. Заниматься с ребенком можно с самого рождения, пока его мозг растет и формируется. Главная задача взрослых — научить ребенка переходить от конкретных предметов к отвлеченным понятиям, которые можно только представить. Для этого даже существуют специальные упражнения:
Рисование кляксы. Для упражнения нужно взять альбомный лист, и с помощью красок сделать мокрую кляксу. Вместе с ребенком можно превратить эту кляксу в нечто существующее — человека, животное или предмет быта.
Придумывание несуществующих имен и названий. Ребенку можно показать любую картинку и предложить дать ей название
Здесь важно называть первое, что приходит на ум. Также можно давать имена животным и людям
Особенно интересно делать такое упражнение с доисторическими животными, которых уже не существует.
Театральные постановки. Входя в список рекомендаций для гармоничного развития ребенка, ролевые игры и постановки также помогают развивать абстрактное мышление. Отлично подойдут для этого пальчиковые игры или театр теней.
Кроме того, в развитии абстрактного мышления у детей отлично помогают загадки, ребусы, пазлы и игры в ассоциации.
Читать далее: Зачем вам коуч?
Абстрактное мышление у взрослых
У взрослых людей с созданием абстрактных образов и явлений дела обстоят хуже, чем у детей. Во многом, из-за сформированной картины мира, опыта и жизненных принципов. Мышление взрослого человека менее гибкое, поэтому новые знания им воспринимаются с трудом. Но при желании, любой человек может заново научиться думать абстрактно. Для этого можно воспользоваться упражнениями на развитие креативности:
- В конце дня нужно закрыть глаза и представить всех людей, с которыми довелось встретиться в течение для. Вспомнить необходимо все детали — одежду человека, его лицо, цвет глаз, тембр голоса и настроение. Также стоит воспроизвести ощущения от встречи с этим человеком.
- Второе упражнение также выполняется с закрытыми глазами. Оно заключается в воспроизведении разных эмоций. То есть, нужно создать образ радости, ужаса, страха, тревоги, недоверия и т.п.
- Третье упражнение также следует выполнять с закрытыми глазами. Но представлять нужно образ какого-либо понятия. Отлично подойдет для упражнения такое понятие как бесконечность. Создавая образ этих явлений, нужно отследить свои ощущения.
Кроме упражнений, можно использовать такие инструменты, как головоломки, ребусы, рисование и логические задачки. Пазлы также прекрасно подойдут для построения цельного образа из отдельных картинок.
Ольга Фигура
- Детская травма
- Гетеро ориентация
- Кто такой гений
Set your Author Custom HTML Tab Content on your Profile page
Литература
- на русском языке
- Виленкин Н. Я., Шрейдер Ю. А. Понятия математики и объектов науки. // Вопросы философии. 1974. № 2;
- Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
- Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
- Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерк истории и теории. М., 1984;
- Лазарев Φ. В. О природе научных абстракций. М., 1971;
- Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. // «Вестник МГУ», 1974; № 5;
- Петров Ю. А. Логические проблемы абстракций бесконечности и осуществимости. М., 1967;
- Новосёлов М. М. Об абстракциях неразличимости, индивидуации и постоянства // Творческая природа научного познания, М., 1984;
- Новосёлов М. М. Абстракция и научный метод. — В кн.: Актуальные вопросы логики научного познания. М., 1987;
- Розов М. А. Научная абстракция и её виды. Новосибирск, 1965;
- Яновская С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972.
- на других языках
- Sclmeider H. l. Historische und systematische Untersuchungen zur Abstraction. Erlangen, 1970;
- Jules Vuillemin. La logique et le monde sensiable. Etude sur les théories contemporaines de l’abstraction. P., 1971;
- Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
- Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, № 2;
- Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, № 3.
Абстрактное понятие
Абстрактное понятие — высшая форма абстракции, но связанная с примитивной чувственной абстракцией. Начиная с одних чувственных свойств объекта, выделяя другие чувственные свойства (примитивная чувственная абстракция), абстракция переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в отвлечённых абстрактных понятиях. Через отношения между предметами мысль может выявить их абстрактные свойства. Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия всё более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения. Существовало два учения об абстракции, то есть о том процессе, когда мышление переходит к абстрактным понятиям:
- абстракция эмпирической психологии — это учение сводило абстрактное лишь к чувственному,
- абстракция реалистической психологии — отрывало абстрактное от чувственного, утверждая, что абстрактное содержание порождается мыслью.
Но в действительности абстрактное и несводимо к чувственному, и неотрывно от него. Мысль может прийти к абстрактному лишь исходя из чувственного, то есть это движение мысли, которая переходит от чувственных свойств предметов к их абстрактным свойствам.