Как быстро запомнить информацию?

Самовнушение

Как быстро запомнить «большую» информацию? Вопрос, поставленный таким образом, волнует всех студентов накануне экзамена или зачёта. Объём информации (к тому же не самой интересной) велик, а времени нет. Что делать? Ответ прост. Надо увлечься.

Каждый ведь замечал, насколько незаметно летит время во время прогулок, путешествий, развлечений! И потом мы всё вспоминаем в удивительных подробностях. Всё потому, что было интересно. Готовясь к завтрашнему экзамену, нужно увлечься предметом. «Да зачем он мне нужен!», «Я всё забуду через день!», «Скучнее ничего на свете нет!» — все эти отговорки студентам знакомы. Но учить надо, потому придётся внушить себе, что предмет и информация представляют небывалый интерес. Нужно попробовать найти в нём что-то цепляющее или, может, полезное. Или внушить себе, что сегодня ничего из занятий, кроме учения данного предмета, недоступно. И обязательно найти мотивацию. Можно пообещать себе устроить праздник после успешной сдачи экзамена. В предвкушении информация запоминается действительно лучше.

Перенимать опыт великих

Чтобы быстрее запоминать новый и сложный материал, физик-теоретик и нобелевский лауреат Ричард Фейнман предложил такой алгоритм:

  1. Тезисно выписать все, что знаем по теме.
  2. Выделить все, что не знаем или не понимаем — разобраться и понять. Новую информацию записать максимально простым языком без сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединить всю информацию в одну простую и интересную историю, которую мог бы понять восьмилетний ребенок. А потом ее пересказать.
  4. Использовать сравнения и визуализацию.
  5. Записать свой рассказ на диктофон и послушать, чтобы найти белые пятна и снова их проработать.

Почему быстро забывается то, что так старались запомнить

Многим знакома ситуация, когда детали интересной книги с трудом припоминаются уже через пару дней. А ведь так много было потрачено времени для ее прочтения. К сожалению, короткая память — распространенное явление. Тому существует несколько причин:

  • человек считает, что природа не дала хорошей памяти;
  • не имеется навыков систематической работы над запоминанием больших информационных массивов;
  • человеку интересно то, что он старается запомнить, или же делать этого не хочется;
  • предыдущий материал был усвоен недостаточно прочно;
  • нет ощущения, что воспринимаемая информация ценная, а потому человек не уверен, что в будущем сможет ее использовать;
  • время, которое потрачено для запоминания, использовалось неэффективно: человек отвлекался, ленился, делал сразу несколько дел.

Любой из этих факторов препятствует переходу информации на следующий этап — в долговременную память.

Методика улучшения запоминания

Каждый раз, приступая к прочтению того, что вам нужно запомнить, используйте этот процесс из шести шагов:

  1. Оцените материал и определите цель чтения. Оцените уровень своего интереса и постарайтесь понять, насколько сложен текст.
  2. Выберите подходящую технику чтения в соответствии с целью вашего чтения.
  3. Определите важные факты. Запоминайте то, что вам нужно. Находите ассоциации, связующие детали, необходимые для запоминания.
  4. Делайте записи. Используйте собственные слова, чтобы вкратце передать основные мысли. Применяйте выделение, диаграммы, деревья идей, чтобы выявлять взаимосвязи и модели. Ваши записи станут важным резервом для вашей памяти. Письменное фиксирование основных моментов в дальнейшем поспособствует улучшению вашей способности запоминать.
  5. Повторяйте. Спросите сами себя о тех вещах, которые вы должны запомнить. Разработайте систему, следуя которой вы будете просматривать записи минимум три раза до того, как от вас потребуется вспомнить и воспроизвести информацию. Первое повторение должно быть вскоре после прочтения материала, второе — через несколько дней, а третье — прямо перед тем, как потребуется отвечать. Этот процесс поможет вам избежать напряженной «последней» ночи накануне экзамена.
  6. Применяйте. Найдите возможность использовать полученные знания. Учебные группы и классные дискуссии — бесценная возможность применить то, чему вы научились. 

Как кривая Эббингауза отражает процесс забывания информации?

Первый эксперимент Эббингауза заключался в том, что его ассистенты запоминали непонятные им трехбуквенные слоги. Психолог выяснил, что при таком способе запоминания, когда человек заучивает непонятный ему текст, процент отложенной в память информации, значительно снижается. Через час остается лишь 44% заученной информации, а спустя неделю — меньше 25%. В свою очередь осознанное запоминание позволяет сохранить в памяти намного больше информации.

Впоследствии кривая запоминания вырисовывалась после ряда последовательных действий. Эббингауз заучивал 1200 рядов, состоящих из 13 слогов. На каждый слог уходило 2,5 секунды. Далее он делал перерыв на 15 секунд и учил следующий ряд. Один сеанс включал запоминание 8 рядов. После некоторого перерыва материал повторялся. В качестве единицы измерения использовалось общее время заучивания всех 8 рядов. В итоге кривая показывает, что эффективность сохранения памяти резко снижается в течение первого часа после заучивания, затем падение замедляется.

Достаточно известна не только кривая забывания Эббингауза, но и ее модификация. Французский психолог Анри Пьерон предложил выучить 5 рядов из 50 цифр до первого безошибочного воспроизведения. В результате был получен график, где выявлена фаза без заметных изменений в сохранении информации. А по поводу кривой Эббингауза Пьерон утверждает, что быстрый спад вызван тормозящим воздействием интерференций, возникающих из-за заучивания других рядов.

Принципы запоминания

Память является сложным психическим процессом и включает в себя четыре ступени:

  • запоминание;
  • хранение;
  • воспроизведение;
  • забывание.

Специалистами в области психологии и медицины замечено, что у памяти есть одна особенность: если ее не использовать по назначению и не развивать, она со временем теряет свои свойства. Это провоцирует начало других деструктивных процессов, которые могут отразиться на когнитивной и психической функциях сознания.

С проблемой запоминания большого объема информации в разных ситуациях сталкиваются все люди, но ее усиление неизбежно приходит с возрастом. При правильном развитии человеческого сознания память прогрессирует до 25 лет, в среднем возрасте держится на одном уровне, а в пожилом – постепенно ухудшается.

Чтобы максимально избежать негативных последствий процесса ухудшения памяти, ее необходимо тренировать по подобию тренировок мышц. Суть тренировок проста – надо больше и чаще вовлекать память в работу. Для этого придумано большое количество разных способов и мнемотехник. Прежде чем приступать к их освоению, следует узнать, какой бывает память, а также в чем заключен принцип запоминания. Память бывает произвольная и непроизвольная.

  1. Произвольное запоминание происходит при участии воли человека тогда, когда нужно усвоить информацию, а для этого требуется приложить усилие. Произвольная память, в свою очередь, делится на механическую (зазубривание наизусть) и логическую (осмысленную).
  2. Непроизвольная память работает без участия воли человека. Информация записывается в сознание самостоятельно. Обычно это происходит под действием сильного впечатления и большой заинтересованности. Интересная, нужная и важная информация запоминается человеком сама собой, причём без каких либо особых усилий.

Чтобы информация сохранилась в памяти надолго или даже навсегда, ее необходимо подвергнуть анализу, сравнению, рассмотрению с разных точек зрения, критическому восприятию и обработке. Это значит, что быстрое и произвольное запоминание возможно только при подключении мышления и логики.

Кроме того, память можно разделить на 3 вида в зависимости от преобладающего типа восприятия информации.

  • Зрительная (визуальная). Информация запоминается преимущественно через зрение, наблюдение, рассматривание.
  • Слуховая (аудиальная). Информация наилучшим образом усваивается на слух (через прослушивание).
  • Тактильная (кинестетическая). Человек, в котором преобладает такой вид памяти, лучше всего запоминает информацию через прикосновения.
  • Обонятельная и вкусовая. Встречаются гораздо реже в виде преобладающих в человеке типов памяти. Запоминание через запахи и вкусы выступает чаще на второстепенной роли. В некоторых профессиях главную роль играют именно такие виды памяти, например, повар или парфюмер. Поэтому такие виды восприятия информации тоже хорошо поддаются тренировкам и успешно развиваются.

Для понимания того, какой именно вид восприятия информации преобладает в человеке, проводятся различные тестирования. Это делается для достижения наибольших результатов, когда необходимо запомнить большой объем информации. Например, если студенту известно, что он аудиал, то готовясь к экзамену, он либо читает информацию вслух, либо прослушивает аудиозаписи лекций. В случае, когда он визуал, то прочитанный про себя текст хорошо запомнится ему лишь тогда, когда он сможет представить его в виде конкретных зрительных образов. А вот кинестетику для эффективного запоминания необходимо прописывать тексты, так как именно в процессе написания и происходит запись информации в сознание.

Что способствует лучшему усвоению информации?

Рекомендации, которые помогут быстро запомнить новую информацию и будут способствовать ее лучшему усвоению, довольно просты. Перечислим их.

При освоении большого объема информации необходимо делать перерывы через каждые 20 минут изучения. Мозг должен отдохнуть и перезагрузиться. Если пытаться освоить информацию ударными темпами, такой метод ни к чему хорошему не приведет. Перегрузки закончатся тем, что информация усвоится плохо или же вообще не усвоится. Даже та информация, которая была изучена накануне, может улетучиться в тот момент, когда понадобится извлечь ее из головы.

Определите пару часов на изучение материала, но в это время не отвлекайтесь ни на что другое. Только в перерывах, когда отдыхаете, можно позволить себе переключиться (например, выпить кофе, послушать классическую музыку, которая благоприятно воздействует на процесс запоминания). А в сам момент изучения максимально сконцентрируйтесь только на информации.

Знайте о том, что фаза активной работы сознания выпадает на утренние часы (с 8: 00 до 10: 00) и на вечерние (с 20: 00 до 23: 00). А во время сна полученная днем информация активно синтезируется, поэтому изученная вечером информация запоминается качественнее. А те выдуманные сказки насчёт того, что положенная под подушку на ночь книга записывает в нашу память необходимый материал, не имеют под собой никакой разумной основы.

Во время изучения информации можно ходить по помещению. Это даже будет полезным действием, так как во время движения усиливается кровообращение, а мозг активно насыщается кислородом. Это очень хорошо влияет на процесс запоминания. А также в свободное от изучения время можно совершать длительные пешие прогулки, которые тоже положительно влияют на умственную деятельность.
Если вы больны или ощущаете недомогание, не стоит утруждаться и перегружать ослабленный организм изучением информации, потому что усилия будут напрасны, материал не запомнится и не отложится, как бы вы ни старались.

Когда вы чувствуете сильную усталость, а во время освоения информации потянуло в сон, лучше отдаться во власть естественной потребности организма и поспать хотя бы 30-40 минут

Даже непродолжительный сон способствует повышению эффективности запоминания информации в несколько раз.

Желательно не откладывать важное дело на завтра, если его можно сделать сегодня. Чем больше вы оттягиваете момент изучения чего-то необходимого, тем меньше останется времени на подготовку и освоение всего объема информации.

Современные техники и методы запоминания

В настоящее время существует множество методов и приемов запоминания информации. Поэтому Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и припоминания информации:

  1. Осознание . В процессе запоминания информации необходимо сознательно задействовать как можно больше органов чувств. При задержке умственного внимания на наиболее важных элементах информации и различных подсказках запоминание должно быть наилучшим. Золотое правило обработки информации: выбирайте, концентрируйтесь и анализируйте.
  2. Ассоциация изображений . Прибегая к ассоциациям образов в различных контекстах, вы можете значительно увеличить объем информации, которую можно извлечь из памяти. Можно выбрать различные изображения в соответствии с собственными интересами и потребностями.
  3. В повседневной жизни применение принципа паузы дает время оценить ситуацию и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или заявлений и заставляет человека сосредоточиться на необходимом вопросе. Это также помогает противостоять отвлекающим и посторонним влияниям.
  4. Личный комментарий способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению при усвоении информации и помогает оставить яркие воспоминания. Когда вы комментируете вещи, которые необходимо запомнить, вы запоминаете их гораздо лучше.
  5. организация материала в категории . Категории должны использоваться как при записи, так и при извлечении информации, чтобы облегчить поиск конкретных воспоминаний. Например, товар может быть классифицирован по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местоположение, стоимость).
  6. Релаксация помогает подавить тревогу, которая мешает концентрации и блокирует механизмы памяти. Информация записывается более точно и легко извлекается из памяти. Если вы не можете что-то вспомнить, вам следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться вокруг и дать себе время, чтобы вызвать воспоминание.
  7. Частое повторение и применение материала позволит быстро вспомнить его. Когда вы просматриваете информацию, вы активно участвуете в трех основных процессах запоминания: Запись, хранение и поиск. Информация и цитаты, к которым обращаются регулярно, запоминаются гораздо лучше. Чем чаще используется информация, тем легче ее вспомнить.

Существует также целая система специальных приемов и методов, облегчающих запоминание и усиливающих память путем формирования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехника. Он основан на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или чисел для облегчения запоминания. Мнемоника также предполагает замену абстрактных объектов и фактов понятиями и представлениями с визуальным, слуховым или кинестетическим отображением и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для облегчения запоминания.

Техника мнемоники используется для запоминания информации, которую невозможно запомнить. Она очень четко и полно сформулирована О. Эренбергом в его книге «Техники запоминания информации». Эренберг предлагает следующие приемы для облегчения запоминания:

1) Рифмование — один из самых эффективных методов, обеспечивающих запоминание материала. Этот метод также широко используется в рекламе. Рифмованные рекламные ролики остаются в сознании независимо от нашего желания, и зачастую от них не так просто избавиться. Поэтому, если информация важна, но нелогична и трудна для запоминания, стоит попробовать ее зарифмовать.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные имена, но и способствуют их запоминанию. Принцип сокращения также используется для запоминания материала, который не связан логическими принципами, и облегчает процесс извлечения нужной информации из памяти.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, чтобы запомнить цвета радуги, мы обычно используем предложение: «Каждый охотник хочет знать, где сидит фазан. Астрономы запоминают порядок планет в Солнечной системе, используя предложение: «Морской волк терзал несчастного подростка».

4) Метод определения местоположения объектов — это метод запоминания объектов путем определения их местоположения. Этот метод также может быть использован для запоминания различных объектов, связанных с определенным местом. (метод Сократа и Цицерона, упомянутый ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию, поскольку позволяет группировать несвязанные объекты в осмысленные последовательности.

5) Применяйте слова, способствующие запоминанию.

Секрет 1. Надо понять смысл

Если вам надо выучить текст, билеты для сдачи экзамена, реферат или лекцию, не надо прикладывать усилия и учить его наизусть, не понимая смысла этого текста.

Многие люди, особенно школьники и студенты, учат нужную им информацию, не понимая ее смысла. Таким образом можно выучить, но эта информация сохранится в голове на короткий срок и не получится воспользоваться ей в будущем, потому что информацию просто зазубрили.

Как надо правильно учить?

Когда вы читаете текст, вы должны о чем-то думать, что-то представлять, с чем-то связывать текст, который надо выучить, у вас должны появиться какие-то ассоциации, тогда текст запоминается легко и надолго, и в будущем вы можете им воспользоваться.

При таком запоминании текст фиксируется в мозгу, он связан с разными ассоциациями и в любое время, вы им можете воспользоваться.

Методы запоминания

Фото: Reuters

Существует два эффективных метода запоминания, которые вам пригодятся — это интервальные повторения и выделение важного

Интервальные повторения

Интервальные повторения — самый простой способ запомнить нужную информацию. Ученые называют эту технику «одним из самых выдающихся феноменов в области обучения».

Когда вы узнаете что-то новое, ваш мозг хранит эту информацию в нейронах. Затем эти нейроны соединяются с уже существующими нейронами, в которых содержится информация, которую вы уже знаете. Так возникает ассоциативная цепочка.

Но дело в том, что ваш мозг физически не способен за один день построить прочную ассоциативную связь. Поэтому если вы будете зубрить одно и то же целый день, то вы вряд ли запомните то, что учили.

Ученые выяснили, что гораздо эффективнее узнать что-то новое, и подождать как минимум один день, прежде чем повторять эту информацию. Так вы даете своему мозгу время на укрепление ассоциативных связей, чтобы он был готов к повторению материала.

Если у вас через неделю экзамен, лучше заглядывать в свои записи один раз в день в течение недели, чем 30 раз зубрить их каждые два дня. Несмотря на то, что вы будете учить материал реже, результат будет более эффективным — ведь вы используете метод, который основывается на естественной работе вашего мозга.

Выделение важного

Фото: Flickr

Выделение важного — это техника, которая помогает вам собирать всю информацию во что-то более удобоваримое. Вот как ей нужно пользоваться:

  1. Прочитайте все заданные главы учебника за день до занятия. Выделите только самую важную информацию в тетради, помимо той, что уже обведена рамкой, подчеркнута или выделена как-то иначе. Обычно в первом предложении параграфа заключается основная мысль.
  2. На лекции делайте заметки от руки. Когда нужно будет повторить материал, обязательно ими воспользуйтесь.
  3. После того как прочтете весь материал, прочитайте только заголовки, первые предложения параграфов и всю информацию, которую выделил автор и вы сами. Ознакомьтесь с итогами главы — обычно в этом разделе собраны все основные идеи материала. 
    Большая часть ключевых идей заключена в заголовках, первых предложениях и выделенном тексте. Например, в первом предложении обычно сжато изложена основная суть, а дальше автор ее раскрывает. Если вы уже целиком прочитали эту главу, то уже примерно представляете, о чем в ней идет речь. Прочитав только первое предложение, вы вспомните все содержание.
  4. Таким образом, вы сможете всего за пять или десять минут повторить главу, на прочтение которой у вас бы ушел целый час.
  5. Не забывайте каждый день заглядывать в собственные записи. Вы делали их самостоятельно, а значит вам не придется долго их читать. Интервальное повторение поможет вам хорошо их запомнить перед экзаменом.

Как запоминать формулы

Помимо интервальных повторений, тут пригодятся собственные записи. Заведите тетрадь, где подробно разберите каждую формулу с примерами

Когда вы будете учить материал, выделяя самое важное, не забудьте заглянуть в нее и изучить разбор и примеры

Просматривайте свои записи раз в несколько дней, и такие интервальные повторения помогут вам быстро вспомнить решение формулы на экзамене.

Мнемокомната

Это метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён.

При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.

Суть метода: запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно будет вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести информацию. Первый раз лучше пройти по комнате реально, расставляя при этом элементы мысленно. В последующих случаях запоминания материала достаточно представлять помещение. Главное — договориться о последовательности «обхода» комнаты, то есть о порядке мест, на которых будет размещена информация, которую необходимо быстро запомнить.

Потренируемся. Возьмём комнату, а в ней шесть предметов. Для удобства пронумеруем их.

  1. Растение и фото на столе.
  2. Окно.
  3. Настенные часы.
  4. Картинка на стене.
  5. Кофейный столик.
  6. Диван.

Теперь разместите в комнате нужную вам информацию, чтобы запомнить урок. Например, к горшку на столе можно «привязать» процесс образования глюкозы, а к часам — компоненты фотосинтеза.  

Практика припоминания

Что это такое? Практика припоминания — это самотестирование. Многократное воспроизведение знаний и навыков по памяти должно стать для вас основным приемом обучения. Используйте его вместо перечитывания.

Как этим пользоваться? Читая учебник или конспект, периодически прерывайтесь, чтобы задать себе следующие вопросы: «Какие здесь ключевые понятия? Какие термины или мысли мне незнакомы? Какое определение я могу им дать? Как эти идеи соотносятся с тем, что я уже знаю?» Отвечайте, не заглядывая в текст.

Во многих учебниках в конце каждой главы есть контрольные вопросы — это отличный материал для самотестирования. Придумывать вопросы самостоятельно и отвечать на них письменно — тоже очень хороший метод обучения.

Регулярно проверяйте себя. Скажем, раз в неделю устраивайте себе тестирование и по тому материалу, что вы прошли за последние дни, и по предыдущему материалу.

Во время самотестирования проверяйте свои ответы, чтобы получить точную картину своего знания и незнания

По результатам самотестирования выявляйте области, в которых вы слабы, и при обучении уделяйте им особое внимание, чтобы ликвидировать отставание. Чем труднее вспоминается новый материал, тем больше пользы в припоминании. Даже если вы при этом будете ошибаться, то не ухудшите знания — конечно, при условии, что будете всегда проверять свои ответы и исправлять ошибки

К чему вас толкает интуиция? Большинство учащихся занимаются главным образом тем, что выделяют и подчеркивают важные фрагменты в учебниках и конспектах. Они тратят время на многократное перечитывание текста — до тех пор, пока не станут делать это бегло, играючи оперируя терминологией. При этом студентам кажется, что, перечитывая снова и снова текст, они что-то изучают.

Фото с сайта B2Blogger.com

Почему припоминание лучше? Прочитав текст один-два раза, переходите к самотестированию. Это намного эффективнее, чем перечитывать текст дальше. Близкое знакомство с текстом после многократного перечитывания порождает иллюзию, будто вы знаете его смысл и усвоили материал. Но это обманчивое ощущение. Нарабатывая беглость чтения, вы совершаете сразу две ошибки: доверяетесь ложному чувству изученности материала и утверждаетесь в заблуждении, что сумеете его вспомнить.

А если вы проверите себя на знание основных идей, если попробуете объяснить своими словами смысл терминов, то сможете сосредоточиться на самом главном, не отвлекаясь на второстепенные детали и авторские формулировки.

Самотестирование — лучший способ понять, что из нового материала вы усвоили, а чему еще предстоит научиться. Более того, самотестирование не дает забыть выученное. Забывание — естественный для человека процесс, но, практикуясь в припоминании нового знания, вы закрепляете его в памяти. Потом вам будет проще извлечь его оттуда.

Периодически проверяя свои новые знания и навыки, вы делаете их прочнее и лучше можете связать их с тем, что знали и умели раньше.

Как это выглядит? По сравнению с перечитыванием самотестирование может вызывать недовольство собой. Оно может принести разочарование, особенно если припоминание новых знаний дается трудно. Кажется, что это не так продуктивно, как привычный способ, когда вы читали конспекты лекций и выделяли важные абзацы в тексте

Но вы не учитываете одного важного обстоятельства: всякий раз, когда тратите силы, пытаясь вызывать пройденный материал из памяти, вы упрочиваете свои знания. Даже если вам не удастся ничего вспомнить и после безуспешных попыток вы заново приметесь учить материал, знайте: вы усвоите его лучше, чем без этих попыток

Старания по припоминанию знаний или умений делают их долговременными и ускоряют доступ к ним в будущем.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Об этой статье

Соавтор(ы):
Штатный редактор wikiHow

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту. wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества. Количество просмотров этой статьи: 26 782.

Категории: Образование и коммуникации

English:Study So You Can Remember Everything

Español:recordar todo lo que estudias

Français:étudier de manière à se souvenir de tout

Português:Estudar de Modo a Lembrar de Tudo

Italiano:Studiare in Modo da Ricordare Tutto

Bahasa Indonesia:Belajar supaya Anda Mengingat Semuanya

한국어:암기력 높여주는 공부법

Nederlands:Zo studeren dat je alles onthoudt

العربية:المذاكرة بطريقة تساعدك على استرجاع كل المعلومات

Tiếng Việt:Học sao cho nhớ lâu

ไทย:ทบทวนบทเรียนเพื่อให้สามารถจดจำเนื้อหาได้ดียิ่งขึ้น

中文:记住所学内容

日本語:記憶力を高める勉強

हिन्दी:पढ़ाई करें, ताकि आपको सब कुछ याद रह सके

Печать

Сколько можно запомнить и почему человек забывает

Существуют два вида памяти: кратковременная и долговременная. Объем и той, и другой отличается от человека к человеку. В среднем информация в кратковременной памяти хранится не больше 30 секунд.

Срок хранения информации в долговременной памяти зависит от того, как часто человек обращается к тем или иным воспоминаниям. Если какая-то информация «пылится», то нейронные связи, отвечающие за это воспоминание, ослабевают и разрушаются, а данные забываются. Это естественный процесс.

У некоторых людей память совсем уж короткая, на это влияет ряд факторов:

  • Дефицит интеллектуальных тренировок;
  • Хаотичность поступающей информации;
  • Усталость и жизнь в условиях стресса;
  • Отсутствие личного интереса к получаемой информации;
  • Неуверенность в себе (говоря «У меня плохая память, что уж тут сделаешь», человек даже не пытается запомнить новый материал).

А теперь осветим несколько интересных фактов о памяти:

За раз мы можем запомнить от 5 до 9 единиц информации: цифра, слово, образ и т.д. Правда, за 1 единицу принимается только то, что вам хорошо знакомо. Если какое-то слово вы слышите в первый раз, то на его запоминание уйдет намного больше ресурсов, то есть его можно рассматривать как несколько единиц. К такому выводу пришел гарвардский психолог Джордж Миллер (1957 год). Он проводил эксперимент по запоминанию цифр, слов и букв на студентах и выяснил, что за раз человек может запомнить 5 – 9 единиц.

Забывание, как и запоминание, естественный процесс

Мы забываем то, что нам неинтересно, неважно для нас (нейробиолог НИЦ «Курчатовский институт» Ольга Ивашкина, 2019 год).

Люди могут помнить от 1000 до 10 000 тыс. лиц, в среднем – 5 000

Это выяснили психологи из Йоркского университета в результате эксперимента (2018 год).

Если сравнивать объем памяти человека с объемом памяти компьютера, то он равен миллиону гигабайт (данные из Института биологических исследований Дж. Солка, Калифорния, 2018 год). Выходит, что человек может помнить дословно тысячи книг, фильмов, событий, языков и т.д. Почему же тогда мы с таким трудом запоминаем номер телефона и забываем дни рождения друзей? Все дело в активности нейронов и количестве нейронных связей. Если набор нейронов у всех людей примерно одинаковый (около 100 млрд нейронов), то количество и качество связей отличается.

Человеческий мозг способен концентрироваться одновременно на 4 задачах – не больше (Нельсон Кован, психолог из Университета Миссури-Коламбия, 2008 год).

Неужели возможности по запоминанию ограничены, и это нельзя исправить? Конечно, нет. Мы можем запоминать больше информации, если использовать все 4 канала восприятия: кинестетический, аудиальный, дигитальный и визуальный.

Притом важно учитывать, что на первые три приходится только 10% успеха, а 90% информации мы запоминаем за счет визуального представления. Поэтому так важно сопровождать текст наглядными материала: диаграммами, таблицами, картинками, схемами и т.д

Однако вместе с этим важно делать скидку на индивидуальные особенности человека. Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов

Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным

Наверняка, вы слышали, что по преобладающему типу восприятия люди делятся на кинестетиков, визуалов, аудиалов и дигиталов. Однако в чистом виде эти типы почти не встречаются, поэтому запоминание через образы и остается столь популярным.

Существует целая наука о запоминании, основанная на визуальном восприятии – мнемоника. Чуть ниже мы поговорим о мнемотехниках, а пока разберем общие способы по запоминанию информации.

Людей с выдающимися возможностями памяти называют гипермнемониками. Такие люди помнят каждую секунду своей жизни в мельчайших подробностях. Сам синдром называют гипермнезией и относят его к болезням, нарушениям памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector