Налоги на квартиру в 2021 году

Особенности применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, предусмотренные Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ

  1. в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ;
  2. в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

При принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вышеуказанного Решения в случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатовгосударственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

При принятии высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации вышеуказанного Решения кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января 2017 года, также определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Решение, предусмотренное частью 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ, может быть принято не позднее 20 декабря 2016 года и должно быть направлено в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, не позднее трех дней с даты принятия соответствующего решения.

Алгоритмы проверки расчета

Начиная с 2015 года на территории России постепенно вводится расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости имущества. Его ввели уже во многих регионах.

Поэтому алгоритм проверки расчета будет зависеть от того, какой порядок расчета налога принят в вашем регионе (местности): исходя из кадастровой или исходя из инвентаризационной стоимости.

Чтобы налог считали исходя из кадастровой стоимости, решение об этом должны принять местные власти (власти городов федерального значения). Но сделать они это смогут только после того, как в регионе утвердят результаты кадастровой оценки. Если такое решение не принято, инспекция рассчитает налог исходя из инвентаризационной стоимости.

Однако независимо от решения местных властей платить налог с кадастровой стоимости надо:

  • по имуществу, которое включено в утвержденный региональный перечень;
  • по имуществу, которое еще не включено в региональный перечень, но образовано путем раздела объекта из утвержденного перечня.

Утвержденный перечень таких объектов региональные власти должны публиковать на своем официальном сайте. Найти объект в перечне можно по адресу его нахождения и кадастровому номеру.

В этот перечень региональные власти могут включить только следующие типы объектов:

  • административно-деловые и торговые центры или комплексы, а также отдельные помещения в них. К ним приравниваются здания, которые предназначены (фактически используются) для одновременного размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания (п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ);
  • нежилые помещения, которые согласно технической документации предназначены для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, а также помещений, которые фактически используют для этих целей. То есть когда перечисленные объекты занимают не менее 20 процентов общей площади помещения.

Если такой перечень не утвержден и нет решения местных властей о расчете налога исходя из кадастровой стоимости, то и с таких объектов инспекция рассчитает налог исходя из инвентаризационной стоимости.

Такой вывод следует из пунктов 7 и 10 статьи 378.2, статьи 402 Налогового кодекса РФ.

Для проверки расчета исходя из инвентаризационной стоимости следуйте следующему алгоритму:

  • ознакомьтесь с тем, как и когда в налоговую инспекцию поступают сведения об имуществе и его владельце, то есть на основании каких данных инспекторы считают налог;
  • узнайте, есть ли у вас право на льготу;
  • определите налоговую базу;
  • определите ставку налога;
  • проверьте, правильно ли инспекция определила количество месяцев, в течение которых имущество было в вашей собственности;
  • рассчитайте налог.

Расчет исходя из кадастровой стоимости проверяйте в следующем порядке:

  • ознакомьтесь с тем, как и когда в налоговую инспекцию поступают сведения об имуществе и его владельце, то есть на основании каких данных инспекторы считают налог;
  • узнайте, есть ли у вас право на льготу;
  • определите налоговую базу;
  • определите ставку налога;
  • проверьте, правильно ли инспекция определила количество месяцев, в течение которых имущество было в вашей собственности;
  • рассчитайте налог.

Внимание: первые четыре года с момента введения нового порядка расчета налога исходя из кадастровой стоимости являются переходными. На переходный период установлен особый порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости

Это сделано с целью снижения налоговой нагрузки на граждан

На переходный период установлен особый порядок расчета налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости. Это сделано с целью снижения налоговой нагрузки на граждан.

К примеру, в регионе новый порядок введен с 2015 года. Значит, переходным периодом, в котором налог надо считать по переходным правилам, будут 2015–2018 годы. А уведомление об уплате налога, рассчитанного по таким правилам, впервые придет в 2021 году.

Это следует из пункта 8 статьи 408 Налогового кодекса РФ.

Формула и пример расчета

Расчет налога проводит налоговая служба по окончании календарного года. Налогоплательщику самостоятельно ничего делать не надо. Но можно проверить правильность расчетов. Например, с помощью калькулятора.

Если хотите не просто увидеть результат расчета, но и сделать все необходимые вычисления, то познакомьтесь с методикой. Именно ее использует ФНС России.

Данные, которые потребуются для определения суммы налога на имущество:

  1. Кадастровая стоимость объекта недвижимости.
  2. Ставка.
  3. Количество квадратных метров для налогового вычета.
  4. Льготы.

Формула расчета:

Н = НБ * НС * КПВ * ДПС – Л

НБ – налоговая база;

НС – налоговая ставка;

КПВ – коэффициент периода владения;

ДПС – доля в праве собственности;

Л – льгота.

Если вы купили или продали недвижимость в течение года, налог будет рассчитан только за то количество месяцев, в течение которых вы владеете или владели данным объектом. Для продавца учитывается месяц, в котором объект был продан, если продажа произошла после 15-го числа месяца. Для покупателя учитывается месяц оформления права собственности, если это оформление произошло до 15-го числа месяца (включая 15-е число).

Например, квартира была продана 20 июня 2020 г. Продавец заплатит налог за 6 месяцев (с января по июнь). Покупатель – за 6 месяцев (с июля по декабрь).

Я решила проверить начисленный налог за 2018 год, который я уплатила в декабре 2019 г. Квартира в г. Иваново общей площадью 65,5 кв. м кадастровой стоимостью 1 816 986,38 руб. Срок владения за 2018 г. – 9 месяцев. Льгот нет, других собственников нет. Ставка – 0,1 %.

Алгоритм расчета:

  1. Налоговый вычет = 1 816 986,38 / 65,5 * 20 кв. м = 554 805 руб.
  2. НБ = 1 816 986,38 – 554 805 = 1 262 181,38 руб.
  3. КПВ = 9 / 12 = 0,75.
  4. ДПС = 1.
  5. Л = 0.
  6. Налог на имущество = 1 262 181,38 * 0,1 % * 0,75 * 1 – 0 = 947 руб.

Но я заплатила только 458 руб. В чем дело? Начиная с 3-го года определения налога по-новому в целях недопущения резкого его роста введено ограничение – он может увеличиваться не более чем на 10 % по сравнению с налогом, уплаченным за предыдущий год. Сумма за 2018 г. более чем в 2 раза превышает сумму, уплаченную в 2017 г. (416 руб.). Поэтому налоговая служба увеличила ее на 10 % и получила 458 руб.

Свой расчет я сверила с расчетом, который публикует по каждому объекту недвижимости ФНС в личном кабинете налогоплательщика. Вот так там выглядят моя формула и результаты вычислений:

В течение первых 3 лет после перехода региона на использование кадастровой стоимости в качестве налоговой базы формула имеет вид:

Н = (Н1 – Н2) * К + Н2

Н1 – налог на имущество, исчисленный с учетом кадастровой стоимости;

Н2 – налог на имущество, исчисленный с учетом инвентаризационной стоимости;

К – коэффициент перехода равен 0,2 для первого года, 0,4 для второго года и 0,6 для третьего года после перехода на новую налоговую базу.

Начиная с 4-го года уменьшающий коэффициент перехода не применяется. Налог на имущество рассчитывается в полном объеме. Мой регион перешел на кадастровую стоимость с 2015 года, поэтому уменьшающие коэффициенты действовали только в 2015, 2016 и 2017 годах.

Право, теория и понятие права

Налог на имущество организаций регулируется гл. 30 НК РФ, введенной Федеральным законом от 11.11.2003 № 139-ФЗ и относится к налогам субъектов федерации. Изначально данный налог был введен Законом Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.91 № 2030-1. Установление налога преследовало две цели обеспечить бюд­жет стабильными и постоянно возрастающими поступлениями и повысить заинтересованность предприятий в реализации из­лишнего имущества, в увеличении эффективности использова­ния производственных мощностей. Плательщиками налога являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Рос­сии через постоянные представительства и (или) имеющие в соб­ственности недвижимое имущество в Российской Федерации.

Объектом обложения налогом на имущество организаций является: движимое и недвижимое имущество (включая имущество, пе­реданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную дея­тельность), относящееся к объектам основных средств — для российских организаций; движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, — для иностранных организаций, осуществ­ляющих деятельность в Российской Федерации через постоян­ные представительства; находящееся на территории Российской Федерации недвижи­мое имущество, принадлежащее иностранным организациям на праве собственности, — для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в России через постоянные представительства.

He признаются объектами налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (вод­ные объекты и другие природные ресурсы); имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполни­тельной власти, в которых законодательно предусмотрена во­енная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспече­ния безопасности и охраны правопорядка.

Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоя­тельно в соответствии с гл. 30 НК РФ как среднегодовая стои­мость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество, признаваемое объектом налогообложе­ния, учитывается по его остаточной стоимости. В случае, если для отдельных объектов основных средств на­числение амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разни­ца между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных от­числений для целей бухгалтерского учета в конце каждого на­логового, (отчетного) периода. Среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) Период определяется как частное от деления суммы, полученной в ре­зультате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом ме­сяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный (представительный) орган субъекта при уста­новлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Рос­сийской Федерации и не могут превышать 2,2 Конкретные ставки налога устанавливаются органами предста­вительной власти субъектов РФ. При отсутствии закона субъекта РФ по этому вопросу приме­няется предельная ставка налога. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Право на имущественный вычет

Российское законодательство обязывает граждан не только платить налоги, но и наделяет их правом на имущественный вычет при покупке недвижимости. Условия получения основного вычета — Кроме того, что для приобретения жилплощади следует израсходовать собственные (и/или заемные) ресурсы, быть налоговым резидентом нашей страны и получать «белую» заработную плату. Вычет россиянин имеет право оформить раз в жизни. При подтверждении права на него, лимит суммы, на которую может рассчитывать покупатель недвижимости, — это 260 тыс. руб..

До 2014 года возможность возвратить часть уплаченной за жильё суммы предоставлялась в отношении одной квартиры или дома, поэтому и пределы вычета применялись тоже только к одному помещению. Когда депутаты внесли поправки в нормативно-правовые акты, жители Российской Федерации обрели право получения вычета на всё покупаемое для себя жильё. Когда за первую квартиру резиденты платят меньше двух миллионов, оставшийся вычет можно перенести на следующее, приобретаемое за собственные деньги, недвижимое имущество.

Если жильё куплено в ипотеку (на средства иного целевого кредита), то потребители получают право на возвращение «процентного» вычета, но эта льгота распространяется только на покупку одного объекта недвижимости. Впрочем, тут есть и исключение, отмеченное Минфином и ФНС в письме от 21 мая 2015 № БС-4-11/8666: если первая квартира куплена до 01.01.2014 г. и на это имущество истребован основной вычет, то при оформлении второго дома в ипотеку уже после указанной даты граждане получают возможность возвращения процентов.

При определении «ипотечного» вычета сумма колеблется в зависимости от периода покупки жилища. Дата — ограничитель та же — 1.01.2014 г.

  1. Приобретая жильё до этой даты, можно вернуть все реально выплаченные проценты.
  2. Когда квартира куплена после, сумма процентов ограничивается 3 миллионами и возможностью вернуть из них 390 тысяч рублей.

Для возврата процентов нужно сперва вернуть часть денег, затраченных на покупку объекта недвижимости. Когда основной вычет будет исчерпан, можно обращаться за «ипотечным», имея в виду, что государство возвращает только лишь налоги, удержанные за три года, предшествовавшие дате обращения.

Есть свои нюансы и при возвращении НДФЛ, когда жильё приобреталось в общую имущество (недвижимость может принадлежать как обоим супругам, так и одному — количество собственников не влияет в этом случае) на заёмные средства. После 2014 года право на «ипотечный» вычет может быть реализовано обоими участниками сделки (в совокупности это 6 миллионов руб., и 780 тыс. возвращённых средств). Данную сумму делить между собой находящиеся в браке люди могут, как хотят, но обязательно заключив письменное соглашение, которое можно изменять ежегодно до тех пор, пока совокупный вычет на проценты не будет исчерпан.

Таблица 1. Примеры выплат

Пример 1 Пример 2 Пример 3
Жилплощадь куплена за 3 миллиона рублей. Супруг заявит 2 млн., а супруга — миллион, либо наоборот. Они могут разделить вычет и поровну. Правительство всё равно вернёт семье 390 тыс. руб. За жильё заплачено 4 миллиона. И муж, и жена имеют все шансы получить возврат НДФЛ на двоих в сумме 520 тыс. руб.  За квартиру семья отдала 2 млн. рублей. Один из хозяев дома может истребовать весь вычет сейчас, а второй — при покупке другой недвижимости. Или оба сейчас заявят по 1 млн., а еще по одному — когда построят дом. В любом случае с этого объекта недвижимости можно возвратить 260 тыс. рублей и такую же сумму — позже.

Налог на имущество: пример расчета

Рассмотрим пример расчета налога на имущество организаций.

Пример расчета налога на имущество организаций

Компания «Сигма» владеет торговой сетью в Москве и Московской области. Обособленные подразделения в Подмосковье арендуют здания и помещения и не ведут отдельных балансов.

На счете 01 «Основные средства» у «Сигмы» числятся следующие объекты и участки:

  • земельный участок в Подольске, на территории которого планируется построить торговую базу (не признается объектом налогообложения на основании подп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • здание в Юго-Западном районе столицы, в котором расположен офис компании;
  • здание многоэтажного гаража автомобильной стоянки, используемой как для собственных нужд, так и для нужд жителей Москвы (по этому имуществу полагается льгота — 100%-е освобождение от налога на основании подп. 9 п. 1 ст. 4 закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64);
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (офисная техника, подъемники), относящиеся к 1–2-й амортизационным группам (это имущество не облагается налогом в соответствии с подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ);
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (автомобили, торговое оборудование и т. п.), принятые на учет до 2013 года;
  • иные объекты движимого имущества, необходимого для работы головного офиса и обособленных подразделений (автомобили,  торговое оборудование и т. п.), принятые на учет после 2013 года (это имущество не облагается налогом на имущество в г. Москве в 2018 году на основании п. 31 ч. 1 ст. 4 закона г. Москвы № 64, ст. 2 закона г. Москвы от 21.02.2018 № 4).

ВАЖНО! Движимое имущество с 2019 года не облагается налогом на  имущество. Подробности см

здесь.

Условимся, что для указанных зданий нет оснований для расчета налога от кадастровой стоимости.

Как рассчитать налог по кадастровой стоимости, узнайте в материале «Пошаговая инструкция по расчету налога на иущество с кадастровой стоимости».

Перед тем как считать налог на имущество, бухгалтер должен найти данные для подстановки в формулу. По окончании года в бухгалтерии сложились следующие показатели по имуществу:

  • Среднегодовая стоимость всего имущества, числящегося в составе основных средств, — 25 876 700 руб.
  • Среднегодовая стоимость имущества, не подлежащего налогообложению (т. е. попадающего под действие льгот), — 18  570 000 руб.

По итогам отчетных периодов компания уплатила следующие суммы авансов:

1-й квартал — 40 189 руб.

Полугодие — 40 176 руб.

9 месяцев — 40 192 руб.

Теперь начнем подставлять в формулу имеющиеся данные.

1. Вычленяется из общего объема ту недвижимость, которая облагается налогом, то есть определяется объект налогообложения. Для этого из общей стоимости имущества вычитается стоимость не облагаемого налогом имущества:

25 876 700 руб. – 18 570 000 руб. = 7 306 700 руб.

Полученный показатель отразится в строке 190 раздела 2 налоговой декларации.

2. Исчисляется сумма налога за прошедший год.

Для того чтобы найти искомую сумму годового налога, рассчитанную налоговую базу умножаем на ставку налога. По Москве для организаций она равна 2,2%.

7 306 700 руб. × 2,2% = 160 747 руб.

3. Вычитаем из полученного значения налога все авансовые платежи:

160 747 руб. – 40 189 руб. – 40 176 руб. – 40 192 руб. = 40 190 руб.

Если в расчетах образуются значения с копейками, они округляются или отбрасываются по общему правилу.

В результате подлежащий уплате по итогам года налог на имущество бухгалтер ООО «Сигма» должен отразить в сумме 40 190 руб. по строке 030 раздела 1 декларации.

В Москве налог на имущество должен уплачиваться в те же сроки, в какие производится подача декларации. Иначе говоря, и представить декларацию за прошлый год в ИФНС, и уплатить налог компания должна до 30 марта года, следующего за отчетным.

Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов из-за распространения коронавирусной инфекции перенесены. А для некоторых налогоплательщиков правительство спишет налоги и взносы за 2 квартал 2020 года. Подробнее о переносах узнайте в Обзоре от КонсультантПлюс. А о мерах поддержки бизнеса из пострадавших отраслей подробно рассказано в этом материале. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно. 

Налоговое уведомление

^

Физические лица уплачивают имущественные налоги на основании налогового уведомления, направляемого им налоговым органом.

Направление налогового уведомления осуществляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в в бюджетную систему Российской Федерации.
Форма налогового уведомления утверждена приказом ФНС России от 07.09.2016 № ММВ-7-11/477@

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через МФЦ (с которым налоговым органом заключено соглашение о возможности оказания соответствующей услуги), направлено по почте заказным письмом или передано через личный кабинет налогоплательщика.

Налогоплательщик (его представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Для пользователей Личного кабинета налогоплательщика налоговое уведомление размещается в Личном кабинете налогоплательщика и не дублируется почтовым сообщением, за исключением случаев получения от пользователя Личного кабинета налогоплательщика уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 12.02.2018 № ММВ-7-17/87@.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector