Советы по выбору матрицы: какие бывают, на что обратить внимание?

Тип матрицы монитора (TN, IPS, VA)

Пожалуй, в первую очередь при выборе монитора мы сталкиваемся с 2 характеристиками – размер и тип матрицы. Если с размером все более или менее понятно (об этом мы поговорим позже и вы тоже найдете массу полезного), то с матрицами сложнее, потому что не так очевиден ответ на вопрос “какая матрица монитора лучше?” Вернее его просто нет, потому что для разных задач разные типы матриц подходят лучше других.

Не буду грузить вас теорией и особенностями разных матриц, давайте к практике. Есть 3 вида популярных матриц мониторов: TN, VA, IPS. У каждого свои преимущества и недостатки

Производительность матриц (отклик и частота обновления):

TN самые быстрые, минимальный отклик, высокая частота обновления.VA матрицы самые медленные обычно, но неплохие частоты обновления.IPS отклик хуже TN, но лучше VA. Очень редки частоты подходящие для гейминга.

Особенности экрана:

TN самые плохие углы обзора, самая плохая цветопередача.VA средние углы обзора, хорошая цветопередача. Лучший контраст, лучшая глубина изображения.IPS лучшие углы обзора, лучшая передача цвета.

Цена мониторов с разными матрицами:

TN самые дешевые.VA дорогие модели могут иметь производительность TN.IPS самые дорогие.

Лучшие варианты использования разных матриц мониторов:

TN – игры.VA – универсальные.IPS – профессиональные задачи.

Мониторы на базе IPS матриц лучше всего подходят для профессиональных задач, где качество изображения и цветопередачи имеет принципиальное значение и вам нужна максимальная детализация и точность передачи. При этом IPS мониторы имеют отличные углы обзора (178 и выше градусов), что позволяет не только удобно устроиться на рабочем месте, но и без искажений показывать работу, например, супервайзеру или клиенту, стоящему рядом.

У IPS мониторов есть только два ощутимых недостатка: стоимость и задержка отклика. Задержка ни на что не влияет, если мы берем монитор для работы, а не для гейминга в высоком разрешении и вы при этом не работаете с видео или моушен графикой с ФПС выше 60 кадров в секунду.

Цена тоже, конечно, важна, но надо понимать, что берется железо для работы и заработка, а не развлечений и в этот монитор вам смотреть потом долгие рабочие часы. Опять стоит взять качественный и дорогой монитор, потому что это вложение достаточно долгоиграющее и монитор легко переживет несколько апгрейдов остального железа для работы. А вот глаза одни, их потом не купишь.

Технологии производства матриц

Типы матриц являются, пожалуй, самым большим плацдармом для всевозможных холиваров. Что лучше: LCD или плазма? Что выбрать: VA или IPS? Конечно, у каждой технологии есть свои особенности, преимущества и недостатки, однако в большинстве случаев необходимо отталкиваться от качества изображения конкретной модели телевизора. Именно поэтому существует золотое правило: перед покупкой устройство необходимо обязательно самостоятельно посмотреть и проверить.

На сегодняшний день актуальными считаются три технологии производства матриц. Хотя с одной из них уже сейчас можно попрощаться. Дело в том, что многие производители плазменных панелей постепенно начинают отказываться от их производства. Уже давным-давно сошла с дистанции Pioneer. С прошлого года плазмы не производит Panasonic: «До последнего времени из-за превосходного качества изображения плазменные панели Panasonic высоко ценились и пользовались сильным спросом по всему миру. Однако из-за быстрых и стремительных изменений в бизнес-окружении и спада спроса на плазменные панели на рынке плоских экранов стало ясно, что продолжать бизнес будет сложно, и было принято решение прекратить производство» — так говорилось в официальном заявлении японской компании.

В этом году об отказе от производства плазменных телевизоров сообщила и LG. Теперь компания полностью сосредоточится на выпуске IPS и OLED. Так что отныне можно смело говорить о том, что LCD лучше плазмы. По крайней мере, в плане производства и реализации товара.

Что купить PLS или IPS

Можно смело предположить, что несмотря на отсутствие описания технологии PLS, она является усовершенствованным продолжением IPS-технологии. В пользу этого говорит и тот факт, что когда LG объявила о выпуске ЖК дисплея на основе AH-IPS матрицы (расшифровку смотрите в начале статьи), юристы Самсунга тут же вчинили компании иск о переработке их технологии. Естественно, это служит косвенным признанием практической идентичности технологий IPS и PLS.

Отметим, что благодаря физической невозможности полной блокировки подсветки у матриц IPS и PLS, контрастность у матриц с выравниванием жидких кристаллов в вертикальной плоскости (VA матрицы) заметно выше. Что, конечно, создаёт впечатление заметно лучшей цветопередачи за счёт более глубокого чёрного.

IPS матрицы разновидности

IPS — одна из первых технологий производства TFT экранов, была придумана в 1996 году  (Hitachi) как альтернатива TN дисплеям, имеет широкие углы обзора, более глубокий чёрный цвет, хорошая цветопередача, недостаток  большое время отклика, что делало их не пригодными для игр.

PLS матрицы

PLS — (Plane-к-Line Switching)  быстрое переключение, PLS это по сути матрица IPS только изготавливается другой компанией которая придумала своё обозначение и свою технологию производства. К плюсам относится:

  • время отклика составляет 4 мили секунды  (GTG). GTG это время необходимое для изменения яркости пикселя с минимальной яркости к максимальной.
  •  Широкие углы обзора без потери яркости картинки.
  • Увеличенная яркость дисплея

AD-PLS матрицы

AD-PLS — та же  панель PLS но как заявляет samsung немного изменена технология производства, как говорят многие эксперты, это просто пиар.

S-IPS матрицы

S-IPS — усовершенствованная технология IPS в этом направлении проводят разработки компании NEC   A-SFT, A-AFT, SA-SFT,  SA-AFT, а также LG.Display (S-IPS, e-IPS, H-IPS,  p-IPS). Благодаря усовершенствованию технологий удалось достичь уменьшения времени отклика до 5 мили секунд, что сделало эти дисплеи пригодными для игр.

E-IPS, AS-IPS матрицы

E-IPS, AS-IPS — Enhanced and Advanced Super IPS, разработки (Hitachi) одно из улучшений IPS технологий увеличение яркости и уменьшение времени отклика

H-IPS матрицы

H-IPS — Horizontal IPS, (LG.Display) в этом типе матрицы пиксели размещены горизонтально. улучшена цветопередача и контрастность. Большая половина современных IPS панелей имеет горизонтальное расположение пикселей.

e-IPS матрицы

e-IPS — (LG.Display) следующее усовершенствование производства матрицы дешевле в производстве но имеют недостаток немного меньшие углы обзора.

AHVA матрицы

AHVA — Advanced Hyper-Viewing Angle такое обозначение получили дисплеи компании (AU Optronics), компания образована от слияния Acer Display Technology и подразделения по производству экранов корпорации BenQ.

Что лучше выбрать

Актуальным остаётся вопрос о том, какую матрицу будет лучше выбрать для монитора, учитывая такое разнообразие технологий и их модификаций. Чаще всего сравнивают, что же лучше — матрица VA, или всё-таки IPS.

Также закономерно спросить, какая матрица окажется лучше для глаз, поскольку вопрос сохранения зрения очень актуален для пользователя любого возраста. Всё же мало кому захочется сидеть перед вредным экраном, который буквально за пару лет способен посадить зрение. А ведь многим людям в современном мире приходится постоянно находиться за компьютером или перед экраном ноутбука, поскольку это их работа.

Чтобы определить лучший тип матрицы, применяемой для мониторов, стоит сравнить все представленные варианты. Разумеется, в основе будет лежать базовая технология. Сравнивать абсолютно все модификации бессмысленно и проблематично.

Потому в основе будут лежать технологии TN, IPS и MVA (PVA). Да, сюда также можно включить OLED. А вот про QD дисплеи говорить пока слишком рано. Большинству покупателей они просто недоступны.

Перед тем как выбрать ту или иную матрицу для компьютера или ноутбука, их следует сравнить между собой по нескольким основным параметрам.

  1. Угол обзора. Здесь явным аутсайдером выступает TN матрица. Следом идёт MVA технология со средними показателями. Углы обзора у IPS выше предыдущих вариантов, но уступает по этому показателю только OLED и QD матрицам.
  2. Время отклика. Тут доминирует OLED технология с очень низким временем отклика. Далее идёт, как ни странно, TN матрица. А вот у IPS и MVA технологий время отклика среднее.
  3. Цветопередача. Она же цветовая эффективность. Самая низкая у TN. На втором месте с конца стоит поставить MVA. Она лишь немного уступает IPS дисплеям. Лучшими в этой категории являются OLED и QD.
  4. Контрастность. Между IPS и MVA можно смело ставить знак равенства. А вот у TN дела обстоят несколько хуже. Претензий по контрастности к OLED нет и быть не может.
  5. Воспроизведение движения. Это не особо зависит от самой матрицы. Тут вопрос, скорее, к самой технике, то есть к мониторам. Здесь MVA и IPS примерно на одном уровне, а TN традиционно немного уступает.
  6. Стоимость. Самыми дешёвыми мониторами закономерно будут те, которые основаны на TN матрицах. Далее идут MVA дисплеи. Чуть дороже обойдутся IPS, что вполне ожидаемо. А самыми дорогими закономерно станут мониторы с матрицей OLED или QD.

Важно понимать, что окончательный выбор конкретной матрицы для монитора – вопрос достаточно индивидуальный и зависит от нескольких факторов. У покупателей ноутбуков вариантов не так много

Недорогие модели часто используют TN матрицы, хотя всё больше появляется ассортимент с IPS технологией. Намного реже встречаются варианты с иными решениями

У покупателей ноутбуков вариантов не так много. Недорогие модели часто используют TN матрицы, хотя всё больше появляется ассортимент с IPS технологией. Намного реже встречаются варианты с иными решениями.

А вот для мониторов под обычные настольные компьютеры ограничений по выбору типа матриц нет. Тут главное – ориентироваться на поставленные перед дисплеем задачи, а также на собственные финансовые возможности. Если нужен недорогой дисплей, на котором можно заниматься офисной работой, периодически играть и смотреть фильмы, то даже качественной TN матрицы будет вполне достаточно.

MVA и IPS матрицы считаются более универсальными. Только здесь следует учесть некоторые моменты. IPS хороши в плане отображения графики. Они прекрасно подойдут для дизайнеров, решения полиграфических задач. А вот для активных геймеров это не лучшее решение из-за времени отклика. Для кино, спокойной и размеренной работы превосходный выбор. Для динамичных компьютерных игр лучше выбрать альтернативную матрицу. Хотя глаза при этом уставать не будут.

Но и VA матрицу нельзя назвать идеальным решением для видеоигр. Всё зависит от конкретной модели и применяемой технологии. Самые простые варианты плохо реагируют на резкую смену картинки.

IPS мониторы считаются наиболее популярными. И это вполне закономерное явление. Постепенно их вытесняют OLED дисплеи, что также ожидаемо. Ситуация в 2020 году неизменная. Но есть высокая вероятность того, что ряд представленных технологий в скором времени прекратят своё существование. Если IPS ещё держится, то времени у TN матриц осталось не так много. Будущее за OLED и QD матрицами.

Радикальное решение

Тип матрицы монитора AH-IPS заинтересовал только покупателей в развитых странах мира. Ведь за лучшее качество приходится платить очень большую сумму, которая не по карману жителям постсоветского пространства. Да и смысла нет приобретать монитор, который немного дороже современного персонального компьютера в сборе. Поэтому заводам-изготовителям дорогого устройства пришлось удешевить технологии за счёт снижения качества в производстве комплектующих. Так на рынке появился новый тип матрицы монитора PLS (plane-to-line switching).

Проведя анализ характеристик и изучив принцип работы новой матрицы, можно подумать, что это всего лишь усовершенствованная модификация PVA-матрицы от Samsung. Это так. Как оказалось, данную технологию производитель разработал давно, но внедрение произошло совсем недавно, когда между устройствами среднего класса и дорогого оказалась огромная разница в цене, и срочно требовалось занять пустующую ценовую нишу.

Какая матрица лучше, как они влияют на зрение?

Итак, возможность выбора в магазинах ограничена тремя технологиями TN, IPS, OLED.

TN матрица обладает низкой стоимостью, имеет приемлемые временные задержки и постоянно совершенствует качество изображения. Но из-за низкого качества конечного изображения может рекомендоваться только для домашнего применения – иногда кино посмотреть, иногда игрушку погонять и время от времени поработать с тексами. Как вы помните время отклика у лучших моделей достигает 4 мс. Недостатки в виде плохой контрастности и неестественности цвета вызывает повышенную утомляемость глаз.

IPS это, конечно же, совсем другое дело! Яркие, сочные и естественные цвета передаваемой картинки предоставят превосходный комфорт работы. Рекомендуется для полиграфических работ, дизайнерам или тем, кто готов заплатить за удобство кругленькую сумму. Ну а играть будет не очень удобно вследствие высокого отклика – далеко не все экземпляры могут похвастаться даже 16 мс. Соответственно – спокойная, вдумчивая работа – ДА. Классно посмотреть киношку – ДА! Динамичные стрелялки – НЕТ! Зато глаза не устают.

OLED. Эх, мечта! Такой монитор могут себе позволить либо достаточно обеспеченные люди, либо пекущиеся о состоянии своего зрения. Если бы не цена, то можно было бы рекомендовать всем и каждому – характеристики этих дисплеев обладают достоинствами всех остальных технологических решений. На наш взгляд здесь нет недостатков, кроме стоимости. Но есть надежда – технология совершенствуется и соответственно – удешевляется так, что ожидается закономерное снижение производственных затрат на изготовления, что сделает их более доступными.

Выводы

На сегодняшний день лучшая матрица для монитора это, конечно же Ips/Oled, изготовленная по принципу органических светодиодов, и они довольно активно применяются в сфере переносной техники – мобильные телефоны, планшеты и прочие.

Но, если излишних денежных ресурсов не наблюдается, то стоит остановить свой выбор на более простых моделях, но в обязательном порядке со светодиодными лампами подсветки. ЛЕД лампа имеет больший ресурс, стабильность светового потока, широкий предел регулирования подсветки и очень экономичны в плане энергопотребления.

Что нужно для дизайна и игр

Дорогие мониторы с повышенными характеристиками нужны не всем. Как правило, их выбирают геймеры и дизайнеры.

Для работы с изображениями

Глубина цвета — 8 бит и выше

Обозначает количество цветов, которое может воспроизвести монитор. Например, матрица IPS c 8-битной глубиной отображает 16,7 млн оттенков. Это минимум для работы с изображениями.

Цветовой охват — 95% sRGB и выше

Показывает, какую часть доступных человеческому зрению цветов воспроизводит монитор. Чем выше показатель, тем более естественно выглядят цвета на экране.

Для игр

G-Sync, FreeSync, Adaptive-Sync

Обеспечивают плавное воспроизведение графики. G-Sync совместима только с nVidia. FreeSync, Adaptive-Sync совместимы и с AMD, и с nVidia.

1-2 мс — время отклика

Показывает, как быстро меняется изображение. Если время отклика большое, наблюдаются «шлейфы». Для шутеров, гонок и других динамичных игр нужно время отклика не более 1-2 мс.

120 Гц — частота обновления экрана

Чем выше частота, тем быстрее вы заметите противника. Мониторы со 120 Гц и выше подойдут для онлайн-игр, где важна скорость реакции. Для остальных 60 или 75 Гц будет достаточно.

Дополнительные функции

Приятные, но необязательные функции: предустановленные профили, повышение контрастности, прицел — для шутеров, таймер — для стратегий.

Что лучше: IPS или TN матрица?

В экранах ноутбуков, ультрабуков, планшетов и других портативных компьютеров обычно используются жидкокристаллические панели двух типов:

  • IPS (In-Plane Switching)
  • TN (Twisted Nematic)

У каждого типа есть свои преимущества и недостатки, но стоит учесть, что и предназначены они для разных групп потребителей. Давайте узнаем, какой тип матрицы подойдет именно вам.

IPS-дисплеи: отличная цветопередача

Дисплеи на основе матриц стандарта IPS обладают следующими преимуществами:

  • большие углы обзора — вне зависимости от стороны и угла человеческого взгляда, изображение не будет блеклым и не потеряет насыщенности цветов
  • великолепная цветопередача — IPS-дисплеи передают цвета диапазона RGB без искажений
  • отличаются довольно высокой контрастностью.

Если вы собираетесь обрабатывать фотографии с предварительной калибровкой монитора или заниматься видеомонтажом, вам понадобится устройство с экраном данного типа.

Недостатки технологии IPS по сравнению с TN:

  • длительное время отклика пикселей (по этой причине дисплеи этого типа в меньшей степени подходят для динамичных 3D-игр).
  • мониторы и мобильные компьютеры с IPS-панелями как правило стоят дороже, чем модели с экранами на основе матриц TN.

TN-дисплеи: недорогие и быстрые

Наибольшее распространение в настоящее время получили жидкокристаллические матрицы, изготовленные по технологии TN. К их преимуществам относятся:

  • низкая стоимость
  • небольшая потребляемая мощность
  • время отклика.

TN-экраны хорошо проявляют себя в динамичных играх — например, шутерах от первого лица (FPS) с быстрой сменой сцен. Для подобных приложений требуется экран со временем отклика не более 5 мс (у IPS-матриц оно обычно больше). В противном случае на дисплее могут наблюдаться различного рода визуальные артефакты, такие как шлейфы у быстро движущихся объектов.

В том случае, если вы желаете использовать 3D технологии на мониторе или ноутбуке со стереоэкраном, вам также лучше отдать предпочтение TN-матрице. Некоторые дисплеи данного стандарта способны обновлять изображение со скоростью 120 Гц, что является необходимым условием для работы стереоочков активного типа.

Из недостатков TN дисплеев стоит выделить следущие:

  • панели стандарта TN имеют ограниченные углы обзора
  • посредственную контрастность
  • не способны отображать все цвета пространства RGB, поэтому они непригодны для профессионального редактирования изображений и видео.

Очень дорогие TN-панели, однако, лишены некоторых характерных недостатков и по качеству приближаются к хорошим IPS-экранам. Например, в Apple MacBook Pro с Retina используется TN-матрица, почти не уступающая дисплеям IPS в плане цветопередачи, углов обзора и контрастности.

Угол обзора

В первую очередь, не стоит обращать внимания на цифры, которые приводятся в характеристиках монитора — во-первых, твердой методики измерения угла обзора нет. Некоторые производители дают в этом параметре угол, под которым контрастность монитора падает до 10:1, некоторые — до 5:1. Но это — очень малая контрастность, при 5:1 на экране можно будет разобрать только крупные контрастные объекты, а все детали «потеряются».

Контрастности 100:1 уже маловато для просмотра фильмов, а для профессиональной работы с графикой желательно никак не меньше 1000:1. И здесь IPS-мониторы пока впереди, хотя предельные углы обзора у VA порой такие же. Последние намного сильнее теряют контрастность при небольших отклонениях от перпендикуляра.

Конечно, если вы сидите прямо перед монитором или смотрите телевизор издалека и прямо по центру, это неважно. А вот если экран предназначен для аудитории, то IPS-матрица скорее обеспечит достойную «картинку»

Еще одна проблема угла обзора вылезает на больших широкоформатных экранах. Чем он шире и чем ближе вы находитесь к такому экрану, тем под большим углом идут лучи от его углов. При некоторых размерах экрана падение контрастности в его углах становится хорошо заметным — и этим чаще страдают как раз экраны на основе VA-матрицы. Называется этот эффект «Black Crush».

Одним из способов решения проблемы являются изогнутые телевизоры и мониторы — это не только мода и разрекламированный, но совершенно неизмеримый, «эффект присутствия». Такая конструкция позволяет уменьшить угол, под которым лучи от краев экрана идут к глазам зрителя — и сохранить качество изображения без изменения технологии.

Правда, для профессиональной работы с графикой изогнутый монитор не очень подходит — его форма вносит в изображение сферические искажения при взгляде сверху или снизу. Поэтому профессионалы часто отдают предпочтение IPS-матрицам — они скорее обеспечат равномерное качество изображения по всему экрану.

Типы матриц, которые используют в современных камерах видеонаблюдения

CCD (ПЗС). Характеризуются лучшей светочувствительностью, обеспечивают хорошую цветопередачу и низкий уровень шума на изображении. Это достигается за счет последовательного считывания зарядов в каждой ячейке сенсора. Однако принцип действия таких матриц слишком медленный и не удовлетворяет современное видеонаблюдение с большими разрешениями и высокой кадровой частотой. Кроме того, такие сенсоры энергозатратны, дороже в производстве и сложнее в эксплуатации

В современных цифровых камерах важно какая матрица используется. Поэтому, чтобы не тормозить процесс передачи видеопотока, технологию CCD практически не применяют;

Live-MOS

Разработка компании Panasonic. Применяется для трансляций «живого» изображения за счет технологии, которая позволяет упрощенно организовать передачу сигналов управления и преобразование света в электрические импульсы. Для технологии характерно меньшее напряжение электропитания, перегрев и уровень шумовых помех;

CMOS (КМОП). Главное достоинство — более низкое энергопотребление. Ячейки в сенсоре считываются в произвольном порядке, что позволяет избежать размытия изображения при съемке движущихся объектов. Камерой с типом матрицы CMOS гораздо проще управлять, поскольку большая часть электроники расположена на ячейке. Однако такая конструкция сенсора уменьшает светочувствительную площадь.

Для современного видеонаблюдения в соотношении быстродействия, энергопотребления и цены КМОП матрицы предпочтительнее. Поэтому крупнейшие производители камер сосредоточились на закупке или производстве собственных CMOS сенсоров. Например, компании Hikvision и Dahua разрабатывают собственные светочувствительные элементы, которые использует при производстве оборудования. В топовых видеокамерах Dahua DH-SD50430I-HC-S2 или HIKVISION DS-2CD2942F используются именно КМОП матрицы.

Видеокамера HDCVI Скоростная купольная поворотная 4Мп разрешения

DS-2CD2942F

— 14 голосов

Панорамная купольная камера Fish Eye с высоким разрешением до 4Мп

ПЗС или КМОП матрица?

Размеры матриц видеокамер наблюдения

Физические размеры матриц выражаются условной длиной, приведенной к диагонали видикона.

Видикон — родоначальник современной фото- и видеотехники. Его диаметр равнялся 1 условному дюйму при рабочей диагонали 16 мм. «Видиконовый дюйм» принят стандартом для определения типоразмера матрицы. Таким образом, если указано, что сенсор имеет размер 1/2”, это значит, что его диагональ равна 8 мм.

Современные видеокамеры чаще всего используют следующие типоразмеры: 1/2”; 1/3”; 1/4”; 1/6” и реже 1/10”.

На что влияет размер матрицы в камере?
От диагонали сенсора напрямую зависит качество изображения. Чем больше размер матрицы, тем крупнее у нее пиксели, следовательно, они улавливают большее количество света и расположены менее густо. Это позволяет уменьшить уровень помех, наводок и паразитных шумов. Кроме того, крупные сенсоры дают большие углы обзора для оптики с одинаковым фокусным расстоянием.

Это зависит от конкретных задач, стоящих перед видеонаблюдением

Важно помнить, что при выборе устройства характеристики нужно рассматривать комплексно. Например, хорошее разрешение при маленьком размере сенсора дадут плохое изображение

Кроме того, чем больше матрица, тем она дороже. Поэтому при выборе видеокамеры необходимо рассматривать вариант, в котором будут учитываться оптимальное соотношение трех показателей, удовлетворяющих потребности видеонаблюдения — это цена, разрешение и типоразмер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector