Сложный план готового текста

Содержание:

5 схем планов для написания статей

План помогает копирайтеру структурировать свои мысли четко и доступно. Чтобы упростить эту работу, используют один из пяти видов схем, о них и поговорим в этом разделе.

Тезисный план статьи

Такая схема представляет набор тезисов. Тезис — это одно-два предложения. Этот тип плана для статьи универсальный, он подойдет для работы над материалом любой тематики и формата.

Пример тезисного плана на основе нашей статьи:

Введение, или лид — рассказать в нескольких предложениях о том, почему план статьи полезен копирайтеру.

  1. Сделать небольшое пояснение — что такое план статьи и где он используется.
  2. Рассказать о применении плана статьи и о его пользе для автора и заказчика.
  3. Написать о проблемах, с которыми может столкнуться автор, решив обойтись без плана статьи.
  4. Описать виды планов статей — тезисный, вопросительный, опорный, назывной и смешанный.
  5. Создать руководство с примерами, как написать план статьи.
  6. Рассказать про критерии качественного плана статьи.
  7. Написать про удачные примеры планов для статей.Заключение — сделать вывод и создать краткий чек-лист о том, как составить план статьи.

Вопросительный

В этой схеме каждый пункт представляет собой вопрос, на который автор должен ответить в статье. Такой план подойдет для создания кейсов, мастер-классов и инструкций.

Пример вопросительного плана статьи:

Введение, или лид — В чем польза этого текста для читателя?

  1. Что такое план статьи?
  2. В чем польза плана статьи для автора и заказчика?
  3. С какими проблемами может столкнуться автор без плана статьи?
  4. Какие существуют виды плана статьи?
  5. Как сделать план для статьи?
  6. Как определить качество плана?
  7. Какие удачные примеры планов можно указать в тексте?Заключение — Какой вывод можно сделать из прочитанного материала?

Назывной

Для этого вида используются тезисы-названия, не более двух-четырех слов. Подходит для работы над сторителлингом и информационными текстами.

Пример назывного плана статьи:

Введение — польза плана для копирайтера.

  1. Определение плана статьи.
  2. Полезность плана статьи.
  3. Проблемы текста без плана.
  4. Виды планов.
  5. Инструкция по написанию плана.
  6. Качество плана статьи.
  7. Удачные примеры.Заключение — вывод.

Опорный

Для вида плана используют фразы и ключи — они помогают автору создать полноценную статью. Полезен для тех, кто выступает со сцены, создает новости или пишет небольшие тексты.

В этой схеме можно использовать цифры, факты, комментарии экспертов и важные даты. Создается в удобной для автора форме — ограничений здесь нет.

Пример опорного плана:

Введение — польза для копирайтера.

  1. Что такое план статьи.
  2. 6 фактов, почему план полезен для автора и заказчика.
  3. С какими проблемами может столкнуться автор без написания плана.
  4. 5 схем планов для написания статьи.
  5. Этапы: как писать план статьи.
  6. Критерии качества плана.
  7. 4 удачных примера.Заключение — чек-лист.

Сложный

Этот тип плана предполагает написание заголовков, подзаголовков и подпунктов. Подходит в работе над большими статьями, где нужно уточнять детали в каждом пункте.

Пример сложной схемы:

Введение.

  1. Что такое план статьи.
  2. Зачем нужен план статьи.
  3. Создает правильный фокус.
  4. Направляет автора и читателя.
  5. Экономит время.
  6. Помогает найти пользу для читателя.
  7. Улучшает качество написания.
  8. Демонстрирует профессионализм.
  9. И так далее.

Что такое тезисный план

Текст – не только понятие лингвистики, но и философии. В повседневности мы имеем дело с текстами лингвистическими, иными словами, цепочками из символов, которые связаны смысловым значением, выбранными формами и задачами.

В этом виде текст является ресурсом, содержащим информацию. Впервые мы слышим тексты еще до того как сами учимся их создавать.

Тогда мы не думаем над тем, как они создаются, какова их система. Лишь учась в школе, мы получаем базовые знания, учимся читать и воспринимать тексты, делать их запись и проводить анализ.

Внутренние процессы текста

Текст – сложная и имеющая порой не одну, а много задач система, потому процессов и действий, лежащих в его основе, и тесно с ним взаимодействующих, много.

Человек сталкивается с ними в школе, а их изучение входит в знания и навыки, предусмотренные при освоении уроков русского языка. Это касается и рубрикации текстов.

Среди навыков, связанных с рубрикацией текста и способность организовывать процесс мышления. Потому, как школьникам, так и взрослым, необходимо уметь создавать тезисные планы.

Правильная структура

Тезисным планом называют разновидность структурирования текстов. В его основе лежит построение текста по плану, все части которого будут связаны логически.

Для всей частей текста характерно, что они дополняют текст в целом, и выражают одну или несколько тесно связанных мыслей. То есть основной текст по смыслу условно делится на части.

Такая смысловая канва текста и является фундаментом для тезисного плана, состоящего из фраз-тезисов, сжато передающих главную мысль разделов текста.

Обратите внимание

Обычно, в произведении уже есть подсказки для читателей. Правильно сконструированный абзац имеет в составе положение, которому соответствует тезис. Иначе говоря, поняв смысл отрывка текста, можно составить для него тезис.

Но что делать, если структурирование не определенное? Когда одну идею автор использует в различных кусочках текста, либо формулировка расплывчата? Тогда стоит применить иные типы планирования текста, например: вопросный, цитатный, назывной.

Однако эти виды планов не способны столь же качественно закрепить в памяти все особенности текста. Потому, если вы готовитесь к выступлению, и нужно запомнить информацию детально, следует составить именно тезисный план.

Правила составления тезисного плана текста

Тезисы могут быть разнообразны по значению и форме. Среди них выделяют оригинальные и вторичные. В основе любого текста для выступления, лежат именно оригинальные тезисы, позволяющие вытащить из памяти логическую цепочку текста и его идеи.

Потому вторичные тезисы в данном случае могут быть опущены. Чтобы получить наилучший исход, создавая тезисный план необходимо придерживаться таких советов:

  1. Внимательно прочтите текст. Вероятно, следует сделать это неоднократно, чтобы понять все стороны его содержания и оформления.
  2. Найдите ответ на вопрос «Какую главную мысль пытался донести автор?». Очертите её для себя, выделив все ступеньки по которым вел к ней читателя автор.
  3. Сопоставьте выделенные автором мысли и идеи со структурой текста. В черновом или электронном варианте текста отметьте их.
  4. Выделенные мысли являются базой для тезиса. Проверьте их на повторы и на то, чтобы по смыслу они отличались.
  5. Отложите текст и попытайтесь передать каждую мысль или идею своими словами. Вы должны опустить детализацию, не передающую смысл текста. Стоит обрезать придающие художественную образность элементы, сохранив основные, необходимые, чтобы главная мысль не была утрачена.
  6. В случае, когда полученные тезисы можно сократить, проделайте это. Но когда тезисы содержат лишь суть, начинайте составлять план.
  7. Тезисный план отличается от прочих тем, что не нуждается в заголовках для отдельных пунктов. Не нарушайте порядок, предусмотренный автором текста, фиксируйте тезисы в нужной последовательности.
  8. Иногда можно изменить схему расположения тезисов, но только если это предполагается сюжетом (при наличии нескольких линий развития событий), или позволит найти ориентиры в базовом тексте.
  9. Составив план, уберите текст и займитесь чем-нибудь другим, сделайте длительную паузу. Потом снова ознакомьтесь с планом и попробуйте с его помощью воспроизвести исходный текст.
  10. Если вы можете легко воссоздать идею автора и содержание текста – вы все правильно сделали.

Проще работать над тезисным планом текста, разбитого на абзацы, ведь небольшие абзацы содержат обычно одну идею. Вам нужно всего лишь их вычленить.

Если нужно, для лучшего восприятия текста стоит выделить в тезисах подтезисы. Но обычно для ученических работ этого не требуется.

↑ «Этнические общности», «Этнос как особая социальная общность»

«Нации и межнациональные отношения».

а)   межнациональная интеграция;
б)   межнациональная дифференциация.
3. Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
4. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.

Как составлять

В основе такого конспекта лежит план, который нередко предлагается преподавателем как список вопросов по теме или составляется студентом самостоятельно после прочтения текста. В процессе работы каждый пункт «обрастает» важными подробностями, превращаясь в связный текст.

  • внимательно прочитать материал;
  • определить основную идею, выделить ключевые моменты;
  • составить сложный план;
  • кратко, но информативно расширить каждый из пунктов;
  • подытожить прочитанное.

При составлении плана-конспекта можно использовать цветные ручки и выделительные маркеры, делать таблицы или рисовать схемы, чтобы наглядно представить взаимосвязь между основными и второстепенными понятиями, блоками информации.

Главное правило написания конспекта-плана – последовательность изложения и соблюдение логической структуры.

Между заголовками и пунктами надо оставлять достаточно свободного пространства, чтобы при необходимости можно было легко сделать пометки, добавить свежую информацию.

В идеале названия рубрик и разделов должны формулироваться так, чтобы пробежавшись по ним взглядом, можно было не только получить полное представление о вопросе, который раскрывается в конспекте-плане, но и найти на него ответ.

Пример:

Причины Первой мировой войны

  1. Отношения ведущих государств Европы и России в конце 19 – начале 20 века.
  2. Формирование военно-политических блоков:
    • Антанта.
    • Тройственный союз.
  3. Экспансионистские планы Германской империи.
  4. Предпосылки к усилению националистической пропаганды:
    • Объединение Германии.
    • Победа над Францией в 1871 г.
    • «Прыжок пантеры» и попытка колониальной экспансии.
    • Планы экспансии в отношении европейских соседей и России.
    • План фон Шлиффена.
  5. Повод к войне.
    • Убийство в Сараево.
    • Ультиматум Австро-Венгрии.

↑ «Социальный конфликт и пути его разрешения».

1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а)   неблагоприятные условия работы;
б)   неудовлетворённость оплатой труда;
в)   психологическая несовместимость людей;
г)   различие существенных интересов и принципов;
д)   перераспределение влияния в группе или между группами;
е)   идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж)  несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;
г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;
д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряжённости;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

Как правильно составить план текста

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Организовывать и направлять внимание читателя;
Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

↑ «Роль семьи в жизни человека и общества».

а)   кровнородственные;
б)   брачные.
3. Особенности семьи:
а)   семья как малая группа;
б)   семья как социальный институт.
4. Свойства семьи как малой группы:
а)   наличие кровнородственных или брачных связей;
б)   совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения.
5. Функции семьи:
а)   репродуктивная;
б)   досуговая;
в)   воспитательная;
г)   эмоционально-психологическая;
д)   хозяйственная;
е)   статусная и т. д.
6. Формы семьи:
а)   по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная);
б)   по характеру взаимоотношений между членами: традиционная (патриархальная), партнёрская (демократическая);
7. Тенденции развития семьи в современном обществе:
а)   равномерное распределение прав и обязанностей в семье;
б)   изменение традиционных гендерных ролей в семьях;
в)   увеличение числа ранних браков и их распад;
г)   утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи;
д)   рост числа разводов и сексуальное раскрепощение;
е)   увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью.
8. Особенности развития семьи в современной России

Чем различаются тезисный и развернутый планы

По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.

Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.

Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.

↑ «Социальная стратификация и её типы».

1. Понятие социальной стратификации.
2. Функции социальной стратификации:
а)   упорядочение общественной жизни;
б)   организация людей в группы;
в)   социализация личности и её поддержка.
3. Исторические типы социальной стратификации:
а)   касты;
б)   сословия;
в)   классы.
4. Виды социальной стратификации:
а)   экономическая;
б)   политическая;
в)   социально-профессиональная.
5. Критерии социальной стратификации:
а)   доход (низший класс, средний класс, высший класс);
б)   образование (начальное, среднее, высшее);
в)   место жительства (горожане, провинциалы, селяне);
г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, учёные и пр.).
6. Принадлежность к страте:
а)   субъективная;
б)   объективная.
7. Особенности социальной стратификации в современном российском обществе.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Простой характеризуется одноуровневой конструкцией, которая содержит не менее двух, но не более пяти пунктов и подходит для схематизации коротких сообщений или небольших рассказов.

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

Пример простого плана на тему «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина:

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.
  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?

Недовольство старухи.

  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Какие существуют требования

Общие требования:

  • Структурированность. Правильный план имеет ту же логику и последовательность, что и текст, отражает его основные элементы, части от начала до конца.
  • Информативность. В заголовках и подзаголовках — законченная по форме и ясная по содержанию мысль. В этом случае план поможет пересказу текста.
  • Последовательность, т. е. логическая связь отдельных пунктов между собой и в направлении от начала (и заголовка) к общему выводу.
  • Единообразие. Пункты и подпункты необходимо обозначать в единой системе символов — если цифры римские, то римские, а не вперемешку с арабскими и т. д.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

↑ «Межнациональные конфликты и пути их разрешения».

1. Понятие межнационального конфликта.
2. Причины возникновения межнациональных конфликтов:
а)   неравенство в уровне жизни;
б)   миграция;
в)   территориальные споры;
г)   принадлежность к разным конфессиям;
д)   различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти и т. д.
3. Национализм как проявление межнациональных конфликтов и его виды:
а)   этнический (защитный);
б)   державно-государственный (воинствующий);
в)   бытовой.
4. Формы национализма:
а)   расизм;
б)   шовинизм;
в)   геноцид;
г)   апартеид;
д)   ксенофобия.
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов в XXI в.:
а) признание существования межнациональных проблем и решение их мирными методами;
б) взаимные уступки и безусловная реализация прав и свобод лиц любой национальности;
в) переговоры на базе взаимного уважения и стремления поиска компромиссных решений;
г) использование экономических рычагов для нормализации ситуации и др.
6. Межнациональные конфликты на территории СНГ и РФ.

Зачем составлять план статьи

1. План позволяет сфокусироваться. При его составлении у вас в голове появляется четкая картина того, как будет выглядеть текст и на какие вопросы читателя он ответит.2. При помощи плана вы сможете создать грамотную навигацию по тексту. Известно, что читатели за несколько секунд оценивают информативность текста, просто пролистав его.3. Продуманный текст дает релевантный ответ на вопрос пользователя. Он сообщает не обо всём сразу, а решает проблему читателей и приносит им пользу.4. План помогает авторам. Если вы делаете первые шаги в области написания текстов, у вас нет сформированного стиля, вы не научились красиво оформлять тексты, то план поможет в несколько раз улучшить качество ваших информационных статей.5. Составив план, вы можете показать его заказчику, чтобы определить правильность хода своих мыслей.

Основные требования к сложному плану текста

Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

Как работать с “инбоксом”?

В течение рабочего дня наш мозг эффективно думает не более 3-х часов. А максимальное время концентрации на информации в лучшем случае составляет всего 40 минут. Но существует состояние “потока”, которое может растягивать это время, увеличивать его. В чем смысл? В энергии.

Ведь можно делать всё, укладываясь во время и график, но при этом чувствовать себя обессиленным и уставшим. А можно “экономить мышления”, и тем самым сохранить на максимуме оба ресурса: как время, так и энергию. Вот это как раз есть одно из главных составляющих идеального дня — баланс.

Наверное, к одним из главных источников таких энерго-временных провалов нужно и можно назвать «инбокс». То есть всё, что ждет от нас решения: сообщения в мессенджере, неразобранные рабочие задачи, недочитанные книги, денежные операции, не записанные идеи и другие повседневные задачи. И самое обидное, что их нужно необходимо решать несколько быстрее чем обычно.

И все же, как можно их решить, когда так не хочется?

  1. Если на решение задачи нужно не больше 5-ти минут, выполняем ее прямо сейчас.
  2. Работать по “методу помидоро”. Например: 30 минут плодотворной работы, 10 минут отдыха и снова за работу.
  3. Во время работы отключить лишние уведомления.
  4. Держать всё вокруг в порядке: хаос очень отвлекает и мешает нам сосредоточиться на одном.
  5. Отделять «думать» от «делать». Думать только в момент принятия решения, потом делать и не думать в этот момент.
  6. Минуты на отдых или на “сходить попить чай” ставьте себе тоже как задачу, ограниченную по времени и требующую выполнения.

Составляем пример плана текста по инструкции

Составляем план познавательного поста с интересными фактами о странах Юго-Восточной Азии.

  1. Задача, которую нужно решить здесь является вовлеченность и интерес подписчиков – комментарии, желание поделиться постом на своей страницы или переслать пост своим друзьям.
  2. Каким должен быть текст, чтобы справиться с этим? Интересные, познавательные и небанальные факты. Оптимальное количество 5-10 штук. Этого достаточно, чтобы не заинтересовать и не утомить читателей.
  3. Находим тот материал, который нам доступен. Например, это 25 различных фактов. Из них отбираем 10 самых интересных и структурируем их в виде плана с краткой информацией.

К примеру, это будет опорная схема:

  • Топ самых красивых стран Юго-Восточной Азии для зимовки.
  • 5 городов Таиланда, которые обязательно стоит посетить.
  • Лучшие пляжи Бали.
  • ….

После этого определяем, что из выбранных пунктов будет наиболее интересным. Их размещаем в начале поста и еще один интересный факт ставим в конец. На этом этапе план полностью завершен.

Как составить сложный план: порядок работы

Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы

Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты: они не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

Пример сложного плана текста

В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

Феодальная раздробленность: причины явления.

а) социально-экономические предпосылки; б) политические предпосылки.

Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

а) русские княжества и специфика их развития; б) культура этого исторического периода; в) борьба с иноземными захватчиками.

Последствия феодальной раздробленности.

а) социально-экономические последствия; б) политические последствия.

По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести главу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

↑ «Социальный конфликт и пути его разрешения».

1. Социальный конфликт — столкновение интересов личностей и групп.
2. Основные причины возникновения конфликтов:
а)   неблагоприятные условия работы;
б)   неудовлетворённость оплатой труда;
в)   психологическая несовместимость людей;
г)   различие существенных интересов и принципов;
д)   перераспределение влияния в группе или между группами;
е)   идеологические разногласия (политические и религиозные);
ж)  несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ).
3. Виды социальных конфликтов:
а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека);
б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы);
в) межгрупповой — в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели;
г) конфликт принадлежности — человек входит в две группы, которые конкурируют между собой;
д) конфликт с внешней средой — неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев.
а) постепенное усиление участников конфликта за счёт введения новых сил;
б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;
в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц;
г) нарастание эмоциональной напряжённости;
д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом.

Чем чревато отсутствие плана статьи

А теперь давайте расскажем, как отсутствие плана влияет на будущий текст и какие ошибки совершают авторы:

  • Хаотичная структура пунктов — она нарушает логичность и плавность повествования.
  • Некоторые подзаголовки перекликаются друг с другом, повторяя одну мысль несколько раз.
  • Нет четкого разделения на ключевые тезисы — читатель при беглом взгляде на текст не понимает, какую пользу он может извлечь из материала.
  • Пункты расписаны в разных стилях, из-за чего создается путаница — и текст плохо воспринимается читателем.
  • В статье нет полного раскрытия темы, некоторые важные факты упущены или о них упоминается вскользь.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector