Когнитивный диссонанс, что это простыми словами пример. что такое когнитивный диссонанс простыми словами

Содержание:

Факторы снижения когнитивных способностей

Ухудшить когнитивные способности могут:

  • Неправильное питание. Если рацион будет однообразным, организм начнет испытывать дефицит витаминов и минералов, это отразится на работе мозга: привычные умственные задачи будут вызывать у человека серьезные затруднения.
  • Нарушение режима труда и отдыха. Для нормальной работы мозга человек должен спать не менее 8 часов в сутки. Хроническое недосыпание приводит к снижению памяти, рассеянности, переутомлению.
  • Длительное физическое и психоэмоциональное напряжение. Физические и эмоциональные перегрузки истощают нервную систему. В таком состоянии человек не способен продуктивно работать.

Таким образом, когнитивные способности человека обеспечивают его результативность в учебе и работе. Если соблюдать режим дня, правильно питаться, избегать стрессов, выполнять специальные упражнения для развития когнитивных навыков, то можно быть успешным в любом виде деятельности и профессиональной сфере.

Успех в работе

Улучшение когнитивных процессов

Положительный момент заключается в том, что умственные процессы могут быть улучшены, причём в любом возрасте. Воспользуйтесь следующими советами, чтобы усовершенствовать свой мозг.

Следите за здоровьем

На то, как мы чувствуем себя физически и мыслим, тесно влияют когнитивные процессы. Определённые пагубные пристрастия крайне отрицательно воздействуют на психическое здоровье, способствуют снижению производительности труда.

Сюда можно отнести нездоровое пристрастие к мобильному телефону, залипание в новостной ленте инстаграмма, отказ от здорового режима дня, вредное питание и ещё много иных факторов.

Используйте технический прогресс себе на пользу

Благо, сейчас предостаточно разнообразных способов улучшения интеллекта: интеллектуальные игры, например. Благодаря нейрообразованию мы начинаем лучше разбираться в происходящем в нашем мозгу.

Хочется упомянуть интернет-платформу КогниФит. На её сайте вы обнаружите много психологических тестов, упражнений, игр, позволяющих точно измерить и стимулировать свои когнитивные способности.

Празднование побед

Важно не просто совершенствовать себя, но и регулярно выражать себе похвалу за проделанную работу. Ежедневно фиксируйте свои маленькие и большие успехи, обязательно выражайте себе благодарность за них и продолжайте развиваться

Займитесь развитием критического мышления

Критическое мышление – обязательная составляющая каждой взрослой и компетентной личности. Благодаря ему мы получаем возможность улучшения способности размышлять, проводить связи между мыслями, совершенствовать навыки речи, выполнять глубокий анализ происходящего и так далее.

Очень легко развивать критическое мышление в детском возрасте. Для этого нужно задать малышу вопрос, почему человек поступил так, а не иначе, предложить вступить в спор с ребёнком с иной позицией.

Во взрослом возрасте также важно развивать критическое мышление, для этого следует всегда анализировать поступающую извне информацию на предмет реалистичности

 Читайте

Раньше уже рассказывалось о том, что чтение задействует умственные процессы в полном объёме. А ещё читая что-то интересное, мы получаем настоящее удовольствие, плюс узнаём новую информацию, расширяем свой кругозор. Чтение положительно сказывается на решении задач и улучшении навыков общения.

Занимайтесь творчеством

Рисование, создание рассказов, придумывание мелодий, написание стихов, фотография… Человеку жизненно важно иметь какое-то творческое занятие «для души». И творческие задатки есть у каждого из нас, просто не все занимаются их проявлением

Чем полезно творчество? Оно развивает познавательные процессы, позитивно сказывается на интеллекте, улучшает концентрацию внимания, способствует нахождению нестандартных методик решения проблем, расслабляет и заставляет мозг производить гормон удовольствия и счастья – эндорфин!

Скажите «нет» многозадачности

К сожалению, в современном мире человеку часто не хватает времени на выполнение всех своих обязанностей. Тогда в голову приходит «спасительное» решение – начать делать много дел сразу, чтобы быстрее разобраться с ними. Наверняка, нет нужды объяснять, насколько мультизадачность неэффективна и даже вредна! Особенно она приносит вред детям.

Действительно, человеческий мозг – удивительная вещь. Ведь мы способны одновременно смотреть фильм, отвечать на сообщение и заниматься подготовкой рабочего отчёта. Но коварство мультизадачности заключается в том, что делая много дел сразу, мы в реальности не сделаем ни одного из них качественно. Плюс сильно измотаемся.

Придерживайтесь этих рекомендаций, не переставая ежедневно совершенствовать себя!

А напоследок просмотрите тематический ролик:

Marissa

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kognitivnyj-ehto-kakoj-kognitivnye-funkcii-sposobnosti-narushenij-iskazhenij.html
  • https://srazu.pro/teoriya/kognitivnye-processy-v-psixologii.html
  • https://psychology.academic.ru/903/когнитивизм
  • https://lingvistics_dictionary.academic.ru/1504/когнитивная_деятельность
  • https://tayniymir.com/samorazvitie/kognitivnye-proczessy.html

Когнитивный диссонанс и психическое здоровье

Наш мозг всячески пытается избежать дискомфорта, связанного с когнитивным диссонансом. Для этого зачастую он прибегает к так называемым когнитивным искажениям, которые мы упоминали выше. Когнитивные искажения — это типичные ошибки восприятия, свойственные всем людям. Наш мозг не всегда способен корректно обработать всю поступающую извне информацию и стремится “упростить её”. Это приводит к тому, что нам кажется правильным то, что легко и понятно, а сложное и запутанное воспринимается как ошибка. Другими словами, когнитивные искажения — это попытка сознания убедить нас в том, что на самом деле не является действительностью.

Ниже мы рассмотрим случаи депрессии и патологической зависимости от азартных игр как примеры психических расстройств, при которых когнитивные искажения служат в качестве корректирующей системы для снижения дискомфорта при когнитивном диссонансе.

Когнитивный диссонанс: когнитивные искажения при депрессии

Исследования показали, что депрессивные люди испытывают более глубокое чувство вины, более нерешительны и воспринимают негативные события тяжелее, чем остальные люди. Наиболее распространёнными при данном расстройстве когнитивными искажениями являются:

селективная абстракция (когда внимание уделяется только одной детали — например, из разговора “вырван” какой-то один контекст, а всё остальное игнорируется);
дихотомия (события оцениваются на противоположных полюсах без промежуточной степени, т.е. либо “чёрное” либо “белое”);чрезмерное обобщение (к ним можно отнести выражения, в которых используются слова “всегда”, “никогда”… и т.п.);
катастрофизм;
персонализация (когда любой негативный факт приписывается себе);
чтение мыслей (когда человек убеждён, что знает, что думает другой и почему так поступает);
эмоциональное рассуждение ( человек полагает, что то, что он чувствует, верно независимо от представленных доказательств).

Когнитивный диссонанс: когнитивные искажения при “патологической игре”

При патологической зависимости от азартных игр (“патологическая игра”) когнитивные искажения способствуют поддержанию аддиктивного поведения. Когнитивные искажения присутствуют как у хронических игроков, так и у обычных — разница лишь в степени их выраженности. К наиболее распространённым когнитивным диссонансам, превратившимся в когнитивные искажения, в данном случае относятся:

  • иллюзия контроля (“Я контролирую результат”);
  • предсказание результата (“Я выиграю”);
  • азарт как процесс самокоррекции (“Я не могу продолжать проигрывать”);
  • удача как ответственная за результат (“Я чувствую, что выиграю”);
  • объяснения постфактум (“Не получилось, потому что….);
  • гибкая атрибуция (“Если выигрываю я, это потому, что я отличный игрок, но если я проигрываю — то игра нечестная, в игровом автомате что-то “подкрутили” и т.д.);
  • почти выиграть (“Я поставил на ноль, а выпала единица”);
  • Иллюзия корреляции и суеверия (“Чтобы выиграть, я должен одеть что-то чёрное”);
  • Фиксация на абсолютной частоте выигрыша (Игрок фиксируется на том, что за год выиграл 3 раза, однако не учитывает количество проигрышей);
  • Доступность (Игрок помнит о выигрышах, но забывает о проигрышах);
  • Персонализация игрового автомата (“Давай, помоги мне….”)

Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

Вам будет интересно:Халява, приди! Что такое халява и как ее получить?

Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

Стремительно ухудшающиеся память и внимание — главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие)

Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

Определение

К когнитивным способностям относятся:

восприятие,
внимание,
память,
мышление,
речь,
воображение.

Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.

Когда мы характеризуем человека как “умного”, мы высоко оцениваем именно его когнитивные способности.

Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.

Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.

Как облегчить состояние когнитивного диссонанса

Упомянутый Леон Фестингер, изучая явление когнитивного диссонанса, выдвинул два утверждения. Первое гласит, что при возникновении диссонанса человек будет всеми силами пытаться снизить несоответствие между двумя явлениями, ибо диссонанс причиняет психологический дискомфорт. Второе утверждение, подтверждая первое, говорит, что в дальнейшем человек будет избегать ситуаций, в которых может возникнуть когнитивный диссонанс. Личность будет стремиться к консонансу, поскольку только он соответствует общепринятым представлениям о порядке.

Когнитивный диссонанс приводит к тому, что человек меняет какие-либо свои убеждения по поводу того, что вызвало этот диссонанс. Человек нуждается в том, чтобы его знания были согласованы, ведь это позволяет ему быть уверенным в себе.

Как же устранить или облегчить состояние диссонанса? Во-первых, нужно изменить свои убеждения и тактику своих действий. Во-вторых, следует критически оценивать поступающую информацию. Последнее – это как раз то, чего очень не хватает многим людям, из-за чего они склонны постоянно «оставаться в дураках», видя несоответствие в самых разных жизненных проявлениях.

К примеру, человек сталкивается с тем, что ему нужно выучить иностранный язык. Это вызывает дискомфорт – его формальное состояние противоречит его глубинной сущности. Чтобы устранить это противоречие, человек должен начать изучать язык или найти множество причин, по которым ему не нужно этого делать: у него, может, нет способностей, времени, денег на пособия или репетиторов. В этом отношении, кстати, понятно, почему многие люди склонны оправдывать свои ошибки и заблуждения: они находят массу фактов (реальных или мнимых), из-за которых ошибка выглядит небольшой и не страшной, и тем самым снижают чувство дискомфорта.

Но тогда возникает страх диссонанса, а это может привести к когнитивным расстройствам, стрессу, неврозам и другим расстройствам. И тогда избавляться нужно уже от этого нового чувства. Чтобы не возникало боязни когнитивного диссонанса, нужно просто признать, что такое явление имеет место быть. А в этом хорошо помогает банальная эрудиция, расширение кругозора и понимание того, как устроено человеческое знание. В мире ничего нет постоянного, это же относится и к нашим сведениям о мире. Те знания, которыми мы владеем сейчас, скорее всего, являются неполными или даже совсем поверхностными, и нужно быть заранее готовым принять новую информацию.

Развитие критического мышления — тоже важный фактор в борьбе с чувством диссонанса. Следует стремиться всё анализировать и проверять, а не принимать на веру. Конечно, на практике это не так просто, как кажется: мыслить шаблонами мы привыкли. Строго говоря, готовые шаблоны необходимы человеческому мышлению, чтобы на их основе оно могло расширять и углублять знания; однако время от времени необходимо перетряхивать свой багаж представлений и установок, проверяя их на соответствие истине. И состояние когнитивного диссонанса в этом смысле способно оказать помощь: оно указывает нам, где в наших рассуждениях допущена ошибка, и побуждает нас к поиску этой ошибки.

Пребывать в «постоянном диссонансе» склонны люди, которые считают свои убеждения и представления единственно верными. Это могут быть, в частности, люди с психическими расстройствами и заболеваниями – например, с синдромом Аспергера и другими болезнями аутистического спектра. Часто это просто «узколобые» люди, которые считают себя центром вселенной, хотя их кругозор меньше маковой росинки. Такой человек вполне комфортно чувствует себя в пределах своего маленького мирка, однако рано или поздно ему приходится выйти за его пределы. И тогда начинаются психологические мучения, ведь «большой» мир оказывается совсем не таким, как его собственная маленькая вселенная. И если в своём мире этот человек чувствовал себя хозяином положения, то теперь он ощущает собственное ничтожество, а этого ему совсем не хочется.

Вот пример того, как можно выйти из ощущения диссонанса. Допустим, человек постоянно и много курит. Кто-то ему сообщил, что курить очень вредно – это может быть врач, знакомый, статья в газете и т. д. У него возникает диссонанс, и чтобы его преодолеть, он должен или бросить курить, или убедить себя, что все, кто сообщает о вреде курения, преувеличивают проблему, или вовсе игнорировать эти сообщения.

Что такое когнитивные или умственные процессы

Мозг человека изо дня в день призван решать довольно много задач разного направления. Когнитивные психические процессы – это те, которые отвечают за информационную обработку сведений, которые человек получает из окружающего его мира. Другими словами, когнитивность – это познание среды, человека окружающей.

Умственные психологические процессы должны гармонично взаимодействовать. Это необходимо для того, чтобы действительность была адекватно человеком оценена, тогда реакция в ответ будет правильной. Именно поэтому можно адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Процессы умственного плана призваны друг с другом взаимодействовать, однако иногда они происходят отдельно. Например, некоторые люди, речь у которых нарушена, или память не выполняет своих функций, с легкостью решают задачи по математике, слышат более чутко. То есть, если происходит отключение одной функции, другая – продолжает работать.


Что такое когнитивные процессы

Примеры

Распространённый случай когнитивного диссонанса — когда вы видите, что человек выглядит и ведёт себя в полном несоответствии с вашим представлением о нём.

Например, большой, грузный мужчина с бородой, который по вашим представлением должен говорить хриплым голосом и непременно басом как подвыпивший дровосек из сурового канадского леса, вдруг начинает перед вами пищать тоненьким фальцетом. И выясняется, что это его настоящий голос.

Или человек на остановке, выглядящий как нищий, вдруг достаёт из кармана IPhone последней модели и начинает обсуждать с подчинёнными многомиллионный контракт.

Когнитивный диссонанс часто возникает у тех, кто резко меняет свой образ жизни, место жительства и попадает в незнакомую, чужую культурную среду.

Например, девушка из западной Европы, привыкшая к равноправию женщин и мужчин во всех сферах жизни (или, возможно, даже к доминированию прекрасного пола), выходит замуж за представителя традиционного мусульманского общества и переезжает жить в его родную страну, в которой отношение к женщинам и взгляд на их права кардинально отличается.

Когнитивный диссонанс может быть и не связан с жизнью в социуме и взаимодействием с другими людьми — он может возникать, например, при логическом несоответствии каких-либо фактов, суждений.

Как вариант: Вы в курсе, что планета Земля круглая. Вам рассказывали об этом в школе, вы знаете, что это научно доказанный факт. Более того, вам самим неоднократно представлялась возможность в этом убедиться. Но тут вы неожиданно натыкаетесь на статью или видео (а такого добра в интернете хватает), где человек, называющий себя академиком, на полном серьёзе утверждает, что Земля плоская. И приводит свои «доказательства».

Или вспомните, когда вы впервые задались вопросом о том, каковы размеры нашей вселенной и есть ли у неё границы. Готов поспорить, что даже сейчас при мысли о том, что вселенная бесконечна, которая в науке взята за аксиому, что-то внутри вас сжимается. Возникает лёгкий когнитивный диссонанс: наш мозг, наше сознание неспособно понять и осознать, что это такое — бесконечность.

Применение когнитивных процессов в образовании

Психологи занимаются анализом умственных процессов, чтобы улучшить качество жизни человека

Каждому из нас важно самосовершенствоваться и контролировать себя, чтобы достигать определённых результатов. Как в этом помогают когнитивные процессы?

В обучении

Есть много теорий обучения, которые отличаются друг от друга. Но во всех из них (исключение – теория ассоциативного обучения) используются когнитивные процессы.

При этом, когда мы обучаемся, то все познавательные процессы взаимосвязаны. Требуется приложение усилий, использование всех ресурсов для улучшения учебных навыков и более эффективного обучения чему-либо.

При чтении

Для качественного чтения важно уметь быстро распознавать буквы, концентрироваться на книге, запоминать информацию, соотносить её с тем, что уже было известно и так далее. При этом процесс обработки информации будет различаться, отталкиваясь от поставленной перед собой цели: изучение своего хобби, подготовка к ЭГЕ либо просто чтение увлекательной истории

При этом процесс обработки информации будет различаться, отталкиваясь от поставленной перед собой цели: изучение своего хобби, подготовка к ЭГЕ либо просто чтение увлекательной истории.

При письме

Ситуация аналогична когнитивным процессам, происходящим при чтении

Важно уберечь себя от лишнего шума, стараться писать разборчиво, не терять мысль, контролировать орфографию и т.д. Также немаловажно планирование того, о чём мы пишем

Когнитивный диссонанс — это внутренняя разбалансировка

В обыденной жизни, люди не задумываются над тем, на сколько сложно бывает порой человеку, находящемуся в состоянии такой внутренней разбалансировки, недооценивается сама роль когнитивного диссонанса. А человек, находящийся в таком положении, дабы не усугубить свое состояние на время отказывается от своих установок и принимает какое-либо решение как бы в стороне от своего мировозрения, что вызывает несоответствие между тем, что человек делает и что на самом деле он думает.

Впоследствии данного опыта, у личности могут поменятся какие-то внутренние установки, чтобы уменьшать напряженность и впоследствии оправдать свои действия, ошибки или решения.

В зависимости от условий, в которых протекает когнитивный диссонанс он может как усиливаться, так и уменьшаться.

Когнитивный диссонанс: примеры

Чтобы лучше понять, что такое когнитивный диссонанс, примеры из жизни подходят больше всего. Человек может столкнуться с когнитивным диссонансом в любом возрасте, но не каждый может распознать это неприятное явление. Одним из самых простых и понятных примеров являются курящие или злоупотребляющие алкоголем люди. Информация о вреде сигарет и спиртных напитков поступает к человеку буквально на каждом шагу, однако он не спешит менять свои привычки.

Злостный курильщик или любитель алкоголя при когнитивном диссонансе может оправдывать себя сложными жизненными обстоятельствами, необходимостью релаксации и отстранения от повседневных проблем, однако, несмотря на все это, он прекрасно знает, что наносит непоправимый вред своему здоровью. В последующем он может начать изучить информацию, которая подтвердит, что никотин или алкоголь – не такие уж и опасные вещества, а в некоторых случаях даже полезны. Также, скорее всего, он начнет избегать любых разговоров о своих вредных привычках и негативно реагировать на любые попытки напомнить о вреде для его здоровья. Именно такая ситуация ярко иллюстрирует когнитивный диссонанс и естественную реакцию на него человека.

В случае с курением или алкоголем когнитивный диссонанс очень выражен из-за психологической и физической зависимости от наркотических веществ. Однако проблема может появиться вследствие и других жизненных обстоятельств. Очень часто с когнитивным диссонансом сталкиваются при необходимости сделать конкретный выбор. Также общение и взаимодействие с другими людьми вызывает когнитивный диссонанс, обычно примеры такого диссонанса может привести любой человек из своего собственного жизненного опыта.

Например, у вас попросил в долг знакомый, который славится своим небрежным отношением к деньгам и пристрастием к азартным играм. Вы прекрасно знаете, что у него большие финансовые трудности, и он уже несколько раз не отдавал долг вам и другим людям. Однако вы одалживаете ему определенную сумму денег и начинаете испытывать сильный психологический дискомфорт из-за когнитивного диссонанса, ведь приобретенный ранее опыт и информация указывают на то, что вы приняли неверное решение. Чтобы заглушить возникший когнитивный диссонанс вы можете начать оправдывать сой поступок верой в лучшее, жалостью или щедростью, а также попытаетесь избегать разговоров об этой ситуации с семьей и друзьями.

Еще одним ярким примером когнитивного диссонанса можно назвать популярный эксперимент, иллюстрирующий влияние общественного мнения на человека. Из группы заранее выбирают одного участника и показывают ему, например, красный предмет. Потом спрашивают, какого цвета этот предмет у выбранного участника и у остальных представителей группы. Большинство, следуя предварительной договоренности, настаивают на том, что показанный предмет синего цвета. Если человек, который собственными глазами видел красный цвет, согласится с мнением большинства, то он испытает сильный когнитивный диссонанс и будет чувствовать себя морально и психологически плохо.

Разобрав понятия когнитивного диссонанса на обычных, бытовых примерах, легче проанализировать свое поведение и поведение других людей, а также выбрать правильную тактику дальнейших действий. Каждый человек в большинстве случаев может справиться с этой проблемой, если признает ее существование. Поэтому если вы заподозрили у себя когнитивный диссонанс, примеры из жизни других людей или прошлого опыта помогут быстрее избавиться от неприятных ощущений и обрести внутреннюю гармонию.

Что такое когнитивные расстройства

Утрата способности мыслить, потеря памяти, неадекватное поведение – признаки когнитивного расстройства. Когда речь идет о потере памяти в следствии когнитивного расстройства, не имеют в виду неспособность вспомнить фамилию автора какого-то литературного произведения из учебника за 6 класс. Потеря памяти в данном случае означает внезапное исчезновение информации об адресе места жительства, собственном ФИО, текущем дне недели.

Человеческая речь – неотъемлемая когнитивная функция. С рождения мы слышим речь окружающих, сопоставляем наименование предметов и действий с их значением, учимся произносить звуки в определенном порядке, чтобы объясняться с другими. Нарушение речи – тоже когнитивное расстройство. Человек может четко произносить звуки и даже выдерживать интонацию, но речь его будет непонятна, будто он говорит на неизвестном иностранном языке. А больному с когнитивным расстройством будет казаться, что он все понятно говорит, и отсутствие отклика от окружения его будет сильно злить.

Как выйти из состояния когнитивного диссонанса?

Внутренний дискомфорт при принятии тех или иных решений испытывают не только люди, но и приматы. Механизм возникновения когнитивного диссонанса заложен в нашем головном мозгу на подсознательном уровне. Поэтому полностью выйти из этого состояния вы сможете лишь в том случае, если сведете к абсолютному минимуму взаимодействие с социумом. Сделать это практически нереально, ведь тогда вы не будете познавать радость общения и отношений с другими людьми, утратите доступ к новым знаниям и превратитесь в глубоко несчастного человека.

Хотя полностью избавиться от когнитивного диссонанса не получится, зато можно минимизировать негативное влияние таких придуманных людьми технологий, как манипуляция, искусственное создание внутренних дискомфортных ощущений, игра на эмоциях и т.д.

Предлагаем вашему вниманию несколько дельных и эффективных советов, следуя которым вы сможете не только ослабить когнитивный диссонанс, но и перестанете попадать в устраиваемые собственным головным мозгом ловушки.

Совет №1. Поменяйте те установки, которые мешают вам жить

Очень часто какие-то определенные установки в виде негативных или позитивных утверждений, которые вы переняли у значимых и важных для вас людей, мешают вам наслаждаться жизнью и погружают вас в состояние когнитивного диссонанса

Очень важно понять, что большинство из этих утверждений вы приняли только на веру, ведь никаких доказательств вам никто не предъявлял

Многим из нас в детстве родители говорили, что только те дети, которые в школе учились на одни пятерки и примерно себя вели, смогут во взрослом возрасте стать успешными и счастливыми людьми. Мы приняли эту установку, старательно следовали ей, а затем пришли на очередную встречу выпускников и узнали, что бывший троечник, плохая успеваемость которого портила настроение многим учителям, основал собственный бизнес и, в отличие от нас, стал очень успешным человеком. При таких раскладах мощный «взрыв головного мозга» нам стопроцентно обеспечен!

Чтобы не стать жертвой когнитивного диссонанса из-за таких банальных и примитивных утверждений, необходимо просто их поменять на более нейтральные установки. Не забывайте, что жизнь – штука непредсказуемая, поэтому возьмите лист бумаги, напишите на нем все те установки, которые мешают вам жить, а затем зачеркните их красной или черной жирной линией!

Совет №2. «Советуйтесь» со своим здравым смыслом

Люди автоматически следуют за тем, что для них является авторитетом! Об этом прекрасно знают пиарщики и рекламщики, поэтому очень часто пользуются услугами популярных актеров, певцов, спортсменов и прочих медийных личностей.

В повседневной жизни мы точно так же привыкли подчиняться родителям, начальству, учителям, преподавателям, представителям власти и другим авторитетам. Когда же мы слышим о том, что тот или иной человек, который является для нас авторитетом, совершил какой-то плохой поступок, мы сразу же погружаемся в состояние когнитивного диссонанса. Мы начинаем искать оправдание тому или иному поступку, но это лишь накаляет ситуацию.

Чтобы не искать оправдания другим людям, следует понять, что нельзя доверять всему тому, что вы увидели или услышали. Почаще «советуйтесь» со своим здравым смыслом и не бойтесь задавать неудобные вопросы, ведь идеальных людей, как и идеальных авторитетов, просто не существует. Очистив свой мозг от старых и неэффективных установок, вы не только перестанете верить всему на слово и подчиняться авторитетам, но и научитесь мыслить критически.

Совет №3. Не бойтесь иногда становиться циничной личностью

Вам следует понять и осознать, что в жизни существуют те истины, с которыми нам стоит просто смириться. Идеальных людей не существует! Никто никому ничего не должен! Взрослые дети должны идти своим собственным путем! Нельзя доверять человеку, который уже однажды предал ваше доверие! Большинство людей ищет только собственную выгоду!

Хорошо развитое чувство юмора, дозированный цинизм и критичность помогут вам избавиться от розовых очков. Если вы перестанете жить в мире иллюзий, то больше не будете так часто погружаться в состояние когнитивного диссонанса, как делали это раньше.

Рекомендуем: 5 примеров эффекта Даннинга-Крюгера: что это такое простыми словами?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector