Как читать и считать ноты

Такты

Мелодии разделены на такты – кусочки, одинаковые по длительности. Длительность такта (размер) указана слева, после ключа. Вот так, к примеру:

4/4 означает, что в такте «поместятся» четыре ноты длиной в четверть стандартного такта (а размер 4/4 считается стандартным). Его можно представить в виде круга:

Половинных нот в такой такт «поместятся» две, восьмых – восемь, и так далее, вплоть до шестидесяти четырёх шестьдесятчетвёртых. Но одну половинную и пять восьмых нот в такой такт уже не впихнёшь – 1/8 длительности будет лишней. Но если задать размер такта в 9/8, всё получится.

Если что-то ещё осталось непонятным, преподаватели на занятиях по фортепиано расскажут подробнее.

Расположение нот на стане

Музыкальные инструменты способны звучать в различном диапазоне. Туба может извлекать звуки контроктавы, а флейта звучит вплоть до пятой октавы. На фортепиано расположено 88 клавиш, и она способна звучать как на пятой октаве, так и на контроктаве.

Современный нотный стан содержит в себе только пять параллельных линий. Вопрос в том, как разместить на них ноты, которые способные обозначить такую разность звуков. Для этого используются скрипичный и басовый ключи.

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ в музыкальной грамоте иначе обозначается как ключ Соль из-за того, что рядом с ним расположена нота Соль.

Этот ключ используется для записи высоких нот и подходит не для каждого инструмента. Если записать в этом ключе ноты для фортепиано, музыкант будет играть их правой рукой.

В этом ключе в основном пишутся ноты для скрипки, гитары или духовых инструментов, так как они способны воспроизвести ноты с малой октавы и выше.

Басовый ключ

Рядом с данным ключом расположена нота Фа, поэтому его иначе обозначают как ключ Фа. Применение басового ключа используется не так часто, как скрипичного. Басовые линии применяются в музыке для воспроизведения звука, который расположен ниже малой октавы.

В основном такой ключ подходит для записи нот для таких инструментов как фагот, бас-гитара или контрабас.

Существует колоссальное отличие в написании нот в скрипичном и басовом ключе и в том, как это выглядит в нотной тетради. На нотном стане у них совершенно разное расположение. Написание нот на басовом ключе требует отдельного запоминания.

Обозначение нот на линейках

Расположение нот в скрипичном ключе имеет принципиальное значение в музыкальной грамоте. Основные правила расположения таковы:

  • До – располагается на первой добавочной линейке.
  • Ре – под первой линейкой.
  • Ми – на первой линии.
  • Фа – между 1 и 2.
  • Соль – на 2.
  • Ля – между 2 и 3.
  • Си – на 3.
  • До2 – между 3 и 4.

Расположение нот в басовом ключе:

  • До – между 2 и 3.
  • Ре – на 3.
  • Ми – между 3 и 4.
  • Фа – на 4
  • Соль – между 4 и 5
  • Ля – на 5
  • Си – над 5.
  • До – на первой верхней добавочной линии.

Как видно, ноты в басовом и скрипично ключе на нотном стане записываются по-разному.

Дополнительные линейки

Для того чтобы написать низкие звуки, удобнее всего использовать именно басовый ключ. Но многие композиторы и музыканты для записи небольшого количества звуков иногда используют дополнительные линейки. К примеру, для записи ноты До первой октавы используется дополнительная линейка.

Собственно методика

Ниже описана моя методика, которая позволила без особых проблем буквально за несколько дней научиться уверенно распознавать все ходовые позиции в скрипичном и басовом ключах.

Изучение базовых нот

Как я уже писал выше, ключевой момент методики — разделение всех позиций на простые и сложные, на базовые и производные. Сначала уверенно запоминаем базовые позиции (ноты на островках плюс ключевая нота) и только потом переходим к производным.

  1. Устанавливаем программу Anki
  2. Из великого многообразия карточек для музыки выбираем подходящий вариант. Мне понравился вот этот, который достаточно простой и не содержит лишнего. Для себя я добавил в эту колоду звуки из другой колоды. Так можно будет не только учить соответствие позиций и нот, но и запоминать их звучание.
  3. В режиме редактирования колоды проставляем тэг для всех позиций, которые мы хотим запомнить. Я назвал его «Fundamentals» и добавил туда все базовые ноты из скрипичного и басового ключей.
  4. Создаем новую колоду-фильтр в которую отбираем карточки с нашим тэгом. Для чего открываем колоду, нажимаем на кнопку «custom study» внизу окна, выбираем режим «study by card state or tag», выбираем соответствующий тэг.
  5. Если все было сделано правильно, должна получиться отдельная колода с 20 карточками.
  6. «Откидываемся на спинку кресла» и до просветления играем в игру «выбери одну ноту из трех», не забывая получать удовольствие в процессе.

Обращаю внимание, что тут не надо спешить. Не надо гадать и бежать впереди поезда

Вдумчивость и медлительность на этом шаге сполна окупится впоследствии.

Основное правило музыкальной практики: не надо тренировать свои ошибки (do not practice your errors). Смысл в том, что не надо пытаться играть быстро, пока не получается играть правильно. Так и здесь, не надо спешить, если случаются ошибки.

Таким образом, алгоритм должен быть такой:

  1. Открыли очередную карточку
  2. Сначала посмотрели на ключ: скрипичный или басовый?
  3. Вспоминаем, что скрипичный — это ля-си-до, басовый — это до-ре-ми.
  4. Осознали, какому месту островка соответствует нота: центр, нижний край или верхний край?
  5. Выбрали одну ноту из трех, в соответствии с положением
  6. Опционально пропели ее в тон
  7. Повторяем до тех пор, пока у вас в сознании не будет возникать ответ раньше, чем вы смогли его себе объяснить. То есть буквально: открыли карточку и уже сразу знаете, какая нота на ней нарисована.

И еще раз: обращаю внимание, что обязательно надо учить все необходимые ключи параллельно

Это просто чрезвычайно важно

Изучение производных нот

К этому моменту страх перед нотами, как и ощущение запредельной сложности должны пройти. Оба ключа должны восприниматься естественно, без внутреннего протеста.

Если все прошло гладко, то теперь вы должны уверенно распознавать все базовые ноты:

Смотрите как многого можно добиться, зная всего три ноты в каждом ключе! Ну хорошо, четыре, если учитывать и саму ключевую.

Если к этому набору добавить еще и крайние линейки нотоносцев, то все остальные ноты (кроме совсем далеких добавочных линеек) окажутся на расстоянии всего в один шаг от уже знакомых.

В деле запоминания этих линеек нам помогут такие наблюдения:

То есть, нижняя линейка отстоит от верхней на октаву и еще одну ступень: ми-фа, соль-ля.

Например, если вы хорошо запомните, что нижняя линейка басового нотоносца это соль, то значит верхняя линейка это ля. И промежуток между двумя нижними основными линейками это тоже ля (и наоборот).

А чтобы запомнить, какие ноты соответствуют крайним линейкам, можно связать их с ключевой нотой данного ключа.

Последний факт, который хотелось бы отметить, и который может здорово помочь в анализе настоящего нотного текста: на самом деле, между скрипичным и басовым ключами находится всего одна дополнительная линейка, и это нота до первой октавы:
К примеру, вторая дополнительная линейка выше басового ключа, это на самом деле нижняя линейка ключа скрипичного, то есть ми.

Ноты малой октавы в скрипичном ключе

Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:

  • Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
  • Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
  • Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.

В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.

Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.

Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!

И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:

П.И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Написание нотного письма

Программа для написания нот, как и любое другое программное обеспечение, должна быть хорошо написана, функциональна и практична, а так же предоставлять пользователям удобный и понятный пользовательский интерфейс. Узкая специализация задачи и сложность составления музыкальных нот часто отражается на ценнике коммерческих продуктов. Однако, не стоит переживать, на просторах интернета существует достаточно бесплатных программ, способных реализовать ваши потребности.

Основной задачей данного класса программ является создание композиций из нот и их последующее предоставление в печатном варианте. Конечно, ручное составление нотной записи, при помощи пера и бумаги, может быть более увлекательным занятием и носить в себе тонкий аромат творчества, который никогда не сможет заменить программа.

Однако, перед вами могут возникать более обыденные задачи, которые намного легче решаются при наличии автоматизирующих инструментов. Например, дублирование повторяющихся частей композиций, вставка нот в нужные места, перетаскивание нот из одной части в другую, что при ручном составлении может решаться вплоть до составления композиции или отдельной страницы нотной записи с нуля.

Тем не менее, данный класс программ — это как раз один из тех вариантов, где не стоит гнаться за автоматизацией, принося в жертву свободу действий. Прежде всего, программы для составления нот не должны мешать вам записывать композицию. Основной целью такого приложения должно быть сопровождение и предоставление дополнительных инструментов для быстрых операций.

Поэтому если вы установили программу и обнаружили, что ваши возможности каким-либо образом ограничиваются или от вас требуют изменить привычный вам способ написания, то лучше найдите другую программу, даже если в ней будет меньше инструментов.

Помните, любое написание композиции — это прежде всего творческий процесс. Просто представьте, вы составляете композицию. Перед вами лежит ручка и нотная бумага. Как вы думаете насколько уместно будет удаление «лишних» нот или многократное дублирование из-за того, что программа не может перенести скобку вольты на следующую строку или страницу?

Существует много бесплатных программ для составления нотной записи. Некоторые могут показаться лучше, некоторые хуже. Дело вкуса. Тем не менее, при выборе нужно учитывать, что каждая из этих программ имеет свой индивидуальный интерфейс, на разбор особенностей и функций которого вам может потребоваться, как минимум, от получаса.

Примечание: В основном, время на разбор больше обусловлено не столько сложностью программ, сколько различными подходами к организации меню, расположению кнопок и других элементов управления.

В данном обзоре представлены известные и мощные кроссплатформенные программы для написания нот.

Почему ноты тяжело читать начинающему

Давайте попытаемся разобраться, почему буквы учить легко, а ноты сложно, хотя последних куда меньше?

Мы с детства привыкли, что слова часто пишутся совсем не так, как произносятся. Это пример контекстной зависимости. Те же буквы, но в другом слове могут читаться иначе. В английском языке это выражено еще сильнее. Из-за великого сдвига гласных и иных причин, написание слова может очень сильно отличаться от произношения. В то же время, буквы сами по себе являются контекстно-свободными.

Нотные знаки работают похожим образом, вот только в отличие от букв, вне своего контекста ноты не имеют смысла вообще. Не зная ключа мы просто не сможем прочитать ноту; забыв о действующем знаке альтерации, мы рискуем прочитать ноту неверно. Контекст может варьировать от одной ноты (акценты), одного такта (для случайных знаков альтерации) и до всего произведения (для ключей и знаков при ключе).

Начинающему музыканту требуется не просто запомнить соответствие графических знаков и нот, но и уяснить правила их контекстного использования.

Таким образом, сложность чтения нот проистекает из нелокальной контекстной зависимости, дополненной весьма однообразной графикой (в отличие от букв, все ноты рисуются одинаково). При обучении глазу (и мозгу) просто не за что зацепиться; в итоге выбираемые наивным образом ориентиры как правило оказываются неверными и приходится тратить много времени на переучивание и зубрежку истинных значений «не пытаясь понять логику».

Нота

Нота — специальный знак на нотном стане характеризующий высоту звука и его длительность, имеет вид: овала, овала со штилем, закрашенного овала со штилем и флажком. Все это указывает на длительность звучания ноты: целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая.

Существуют так же знаки увеличения длительности ноты: точка, две точки, фермата, лига. Одна точка — увеличение длительности ноты на ее половину основной длительности. Две точки — увеличение длительности ноты на половину плюс на четверть от основной длительности. Лига — связывает ноты одинаковой высоты, обозначается дугообразной линией.Фермата — указывает на «неограниченную» длительность ноты (в разумных пределах), изображается небольшим полукругом с точкой.

Sibelius

Конкурент предыдущего «героя» — программа Sibelius. Скачивается также на официальном сайте. Пожизненная платная версия стоит более 500 евро. Но доступна демо-версия программы с бесплатным доступом на месяц.

Для загрузки также потребуется регистрация. На почту придет ссылка для скачивания. Установочный архив весит более 1 Гб.

Программа встречает окном «Быстрый запуск». Его можно отключить, убрав маркеры внизу. Пользователю предлагается загрузить готовые партитуры, которые разбиты по жанрам. Также можно пройти небольшое обучение, где подробно расскажут об использовании программы.

Интересна панель создания новой партитуры. На выбор – десятки шаблонов нотной записи, начиная от стандартной со скрипичным ключом, заканчивая нотными записями для струнных квартетов, ансамблей, хоров и т.д.

На вкладке «Импорт» мы можем загрузить стандартный midi-файл с уже готовой нотной записью.

Сделаем это, чтобы продемонстрировать интерфейс программы. Возьмем композицию Pink Floyd – Wish you were here.

Интерфейс очень похож на Word 2016 – с такими же верхними вкладками. В правом нижнем углу отображается цифровая клавиатура для ввода нот. Ее можно переместить в любое место. Для ввода можно использовать как компьютерные средства (мышка, клавиатура), так и подключить midi-клавиатуру.

Страницы партитуры разбиты на несколько «слоев» (в прошлой программе мы их назвали «треками») – для каждого используемого инструмента. Они подписаны – Percussion, Electric Guitar, Mandolin и проч.

Программу можно настроить под себя – внешний вид, особенности воспроизведения, ввода нот, создание макетов, написание текстовых комментариев и многое другое. Возможен экспорт в PDF и в другие форматы.

Интересная возможность – поделиться нотной записью по электронной почте или опубликовать на сервисе Score Exchange.

Классный редактор нот с удобным и привычным многим пользователям Windows интерфейсом (похож на Word). Еще один плюс – полноценная поддержка русского языка.

Способы изучения

Существует несколько методов, направленных на запоминание названий звуков. К ним относятся:

  1. Самостоятельное разучивание с помощью наших обучающих статей и проигрывание простых песенок. При таком способе вы вряд ли сможете выучить ноты за 15 минут, однако, и не будете зависеть от редких занятий с преподавателем и его объяснений.
  2. Обучение в музыкальной школе представляет собой углублённый разбор темы. Помимо запоминания названий, дети записывают гаммы и трезвучия в тетради, подписывая каждый звук, учатся читать с листа, а в начальных классах вместе с педагогом проходят тему «Как расположены ноты на пианино?» Практически все учащиеся в первые годы обучения делают себе клавиатуры из картона с записанными названиями нот – такая небольшая хитрость помогает детям, которые не знают, как быстро выучить сольфеджио.

Более продвинутым ученикам можно посоветовать одно упражнение, для выполнения которого потребуются записи простеньких песен и фортепиано. Необходимо, пусть даже в медленном темпе, наигрывать мелодию, стараясь как можно меньше смотреть на клавиатуру. Таким образом будут не только запоминаться названия и звучание нот, но и вырабатываться стойкая мышечная память, которая поможет быстрее ориентироваться при разборе нового музыкального материала на инструменте.

У нас вы можете найти ноты самых популярных детских песен. Помимо нот, разборы песен содержат удобные схемы игры для самых маленьких детей. Ознакомиться с разделом вы можете здесь.

Приведем пример схем игры на пианино для запоминания нот

TuxGuitar

Хороший нотный редактор, который подойдет скорее гитаристам. Инструменты позволяют записывать табулатуры любой сложности. Бесплатно скачиваем программу с официального сайта. Утилиту можно использовать как бесплатный аналог популярного Guitar Pro.

Программа полностью русскоязычна и бесплатна. Интерфейс слегка напоминает MuseScore – такой же простой и удобный. Редактор можно использовать как для нотной записи, так и работы с табулатурами.

Последняя возможность часто указывается гитаристами как основное преимущество утилиты. Она поддерживает загрузку файлов в формате Guitar Pro (.gp4). Давайте и мы попробуем загрузить табы, а заодно продемонстрируем интерфейс.

Загрузили композицию Агаты Кристи – Два корабля. На экране отобразилась нотная запись этой песни. Если изменить настройки вида и выставить отображение табулатуры, запись примет более привычный для гитаристов вид.

Внизу – окно с каналами, то есть используемыми в треке инструментами. На каждый из них можно кликнуть, увидев отдельный лист с нотной записью или табами для конкретного инструмента. Также в настройках вида можно установить для удобства гитарный риф. Есть также встроенный тюнер.

Программа также дает возможность поделиться своими записями, зарегистрировавшись предварительно на сайте. Редактор подходит для тех, кто хочет иметь бесплатную альтернативу Guitar Pro. Пусть и не такую подробную в плане функционала.

Составляющие нотного стана

Обучение музыкальной грамоте начинается с нотного стана. Он представляет собой пять горизонтальных параллельных друг другу линий. Нотный стан нужен, чтобы записывать музыку. Каждой ноте отведена своя линеечка. Когда линий не хватает, рисуют добавочные полосы.

Например, «До» располагается на первой добавочной линии. Под пятой полосой отмечается короткая черта, на которой рисуется нота «До». «Ре» находится под первой линией. «Ми» занимает первую линию. «Фа» находится между первой и второй. «Соль» занимает вторую линейку. «Ля» рисуется между второй и третьей линиями. «Си» располагается на третьей полосе. «До» второй октавы находится между третьей и четвёртой полосами.

Помимо основных нот, стан вмещает в себя знаки альтерации. Эти символы используют для обозначения чёрных клавиш, расположенных на инструменте. Они находятся в начале гаммы после скрипичного ключа. Например, гармонический мажор. Это помогает заранее понять, где нужно играть чёрные клавиши, а где не нужно. Также альтерация указывается рядом с нотой. Расшифровка диеза и бемоля следующая: первый символ меняет звук, повышая его на полтона, бемоль, наоборот, настолько же понижает звучание.

Также в музыке используется такой символ, как бекар. Он имеет некоторое сходство с бемолем. Начинающие могут перепутать его. Значение же бекара прямо противоположное. Наличие бекара свидетельствуют об отмене любых изменений в целом такте или по отношению к одной ноте.

Ключи

Важными деталями нотоносца являются скрипичный и басовый ключи. Эти знаки пишутся перед всеми другими знаками, занимая самую первую позицию. Скрипичный ключ относится к звукам высокого регистра, басовый – к звукам низкого регистра. В фортепианной системе скрипичный ключ чаще всего используют для обозначения нот правой руки, а басовый – левой.

Размер

Чтобы музыка не звучала хаотично и была упорядочена, используют разные ритмы тактов. Музыкальный ритм определяет, сколько нот будет располагаться в одном ладу. Это придаёт мелодии частотную периодичность. Ритм обозначается двумя числами, расположенными одно над другим. Подобным образом пишется дробь в математике. Отличием является отсутствие черты деления.

Музыкальные ритмы бывают следующими: 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8. Произносится ритм так: две четверти, три четверти, четыре четверти, шесть восьмых, две вторых. Число, расположенное наверху, указывает на то, сколько нот в ладу, выражаясь иными словами, до скольки нужно вести счёт: до двух, трёх и так далее. Число, находящееся внизу, показывает, сколько будет длиться нота. Ноты бывают целыми, длятся весь такт, половинными, продолжительностью в полтакта. Также выделяют четвертные, восьмушки и шестнадцатые.

Две четверти – распространённый простой ритм. Он говорит о том, что один такт состоит из 2 четвертных нот. Ритмический рисунок размера 2/4 бывает разным. В ладу находятся 2 восьмушки и 1 четвертная или 6 шестнадцатых, объединённых по три. Вариаций много. Главное, чтобы их длительность соответствовала ритму 2/4. В начале изучения лучше не дробить и не объединять ноты. Экспериментировать можно, когда основы уже изучены.

Помимо простых, используются сложные музыкальные ритмы. В их число входят 4/4 и 6/8. Ритм 4/4 вмещает 4 доли, длительность которых равняется длительности 1 четвертной. Для обозначения ритма 4/4 нередко используют знак, схожий с буквой «С».

Шесть восьмых – ритм, состоящий из 6 долей. Он получается при соединении двух трёхчетвертных и представлен восьмыми нотами.

Похожим образом образованы другие сложные размеры: 4/8, 6/4, 9/8, 12/8

Самое важное, что нужно запомнить – соотношение размера с длительностью нот. Тогда не возникнут проблемы со счётом и с ритмом игры

Такты и тактовые черты

Тактом называется отрезок музыки от одной сильной доли до другой. Тактовая черта представляет собой вертикальную черту, которая пересекает нотный стан. Эта черта разделяет два такта между собой. Так как мелодия может начаться и со слабой доли, существует такое понятие, как «затакт». Так называют неполный такт. Мелодия, начавшаяся с затакта, им же и заканчивается.

Намного проще «отбивать» такт или считать вслух. Музыкальный счёт ведётся на «раз и», «два и»; так до четырёх. «Раз и» – относится к одной четвертной ноте. Переход к «два и» говорит о переходе на следующую ноту.

Мелизмы

Мелизмы — вспомогательные ноты, служащие украшением основной ноты, исполняются за счет длительности предыдущих нот и, как правило, расположены в диапазоне секунды. К мелизмам относятся: форшлаг (короткий, длинный), мордент,трель, группетто.

Форшлаг — короткий звук, исполняемый пред основной нотой, одиночный или состоящий из нескольких звуков.Одиночный форшлаг — маленький знак восьмой ноты с перечеркнутым флажком. Для обозначения форшлага состоящего из нескольких нот используют маленькие шестнадцатые ноты без перечеркнутых флажков.

Форшлаг бывает:

  • короткий — быстрые нотки, которые исполняются за счет длительности предыдущих нот перед основной украшаемой нотой;
  • длинный — исполняется за счет длительности украшаемой ноты и имеет половину её длительности, основная нота при этом уменьшается по длительности в половину.

Мордент — мелизм, состоящий из трех нот: 1 — основная нота, совпадающей с украшаемой нотой; 2 — вспомогательная нота, отличается на секунду, 3 — основная нота, совпадает с изначальной нотой. Мордент бывает одиночный и двойной.

Трель — быстрое чередование двух соседних нот, основной и вспомогательной, как правило, находящейся на ступень выше.

Группетто — быстрое исполнение нот в определенной последовательности, как правило, на расстоянии секунды, замыкая игру конечной нотой обозначения.

Что же делать?

Чтобы не тратить время впустую, мы должны правильно сориентировать наше сознание и изначально оперировать правильными абстракциями. Необходимо найти такой инвариант, который не будет ломаться при смене ключа. Еще лучше, если удастся найти симметрию, которая позволит учить меньше.

И математики и физики в один голос говорят, что симметричный объект изучать проще. Законы и уравнения, использующие принципы симметрии, оказываются существенно проще несимметричных альтернатив.

Тихо Браге посвятил всю свою жизнь астрономическим наблюдениям и составил подробнейшие таблицы, на основании которых Иоганн Кеплер вывел свои знаменитые законы движения небесных тел. До Кеплера астрономы пытались предсказывать движение планет, но ничего путного не получалось из-за чрезмерной сложности траекторий, если смотреть на них с Земли.

Так что симметрия — ключ к пониманию.

Текст

Предыдущая глава описывает тексты, которые влияют на темп воспроизведения, но есть еще много других типов текстов, имеющихся в MuseScore: вокальный текст, обозначение аккордов, динамические обозначения, аппликатура, , обозначение партитурных ориентиров (цифр), и многие другие. Все они доступны из главного меню через ДобавитьТекст.

Для написания короткого текстового обозначения, используйте функции «Текст нотоносца» или «Текст системы». Различие между ними более наглядно показано при извлечении партий отдельных инструментов из партитуры.

  • Привязанное к сетке передвижение символов и текста нотоносца
  • Партитурные ориентиры (цифры)
  • Редактирование текста
  • Стиль текста
  • Обозначения аккордов
  • Аппликатура
  • Вокальный текст
  • Темп (→)

Знакомство с музыкальными инструментами и пение

Большую роль для общего музыкального развития ребенка играет знакомство с различными музыкальными инструментами. Для начала это могут быть несколько детских инструментов, например:

  • дудочка;
  • детская гитара;
  • барабан.

Перед тем как начать знакомство с гитарой, можно взять две лески: потоньше и потолще, – туго натянуть и дать малышу щипнуть их по очереди. Тонкая леска издаст более высокий звук, а толстая — более низкий. Малышу не должно составить большого труда это определить.

После этого можно дать ему детскую гитару: пусть он по очереди щипнет каждую струну и определит ее высоту

Нужно заострить внимание малыша на том, что чем струна толще, тем ниже звук, и наоборот

Очень полезны для музыкального развития вокально-игровые упражнения, которые основаны на пении несложных мелодий и гамм:

  1. Для начала нарисуйте вместе с ребенком на большом листе лесенку, состоящую из семи ступеней вверх и вниз. По этой «лесенке» вы будете петь гамму (7 постепенно повышающихся, а потом и понижающихся нот). Для этого нужно взять небольшую игрушку, которая будет двигаться по этой «лесенке» вместе с вашим голосом.
  2. Пойте первую ноту (любую), можно на «та-та», «ля-ля» или др. звуки, одновременно ставьте игрушку на 1-ю ступень. Пойте следующую ноту (чуть выше), ставьте игрушку на 2-ю ступень и т. д., а затем, так же по «лесенке», вниз.

Aria Maestosa

Aria Maestosa — не столько нотный редактор, сколько редактор MIDI, и в качестве нотного редактора вряд ли потягался бы даже с Flat.io, не говоря уже о MuseScore. Тем не менее, даже при своей простоте, он обладает некоторыми приятными особенностями.

Посмотрите на скриншот и вы увидите то, чего в других нотных редакторах нет, и это, как бы многие люди ни относились к таким способам записи музыки, нередко бывает тем немногим, что ваш подельник вообще может прочитать. Я говорю о и табулатурах.

Как и в случае с классической нотной записью, возможности пиано-ролла и редактора табулатур здесь самые базовые, но выполнены аккуратно, позволяют в один клик сменить вид и даже прописать под нотами MIDI-события. Есть и редактор перкуссионных партий.

Работа в редакторе производится в основном с помощью мыши и нескольких горячих клавиш, но MIDI-редактор не был бы таковым, не имея возможности печатать с MIDI-клавиатуры.

Что до поддерживаемых форматов, то здесь всё еще скромнее: кроме импорта/экспорта MIDI, есть только свой собственный формат .aria, который не откроется ничем, кроме самой Aria Maestosa.

Это, конечно, не так плохо, как было бы, случись этому приложению быть проприетарным и платным. В случае, если вы хотите передать кому-то именно .aria, у вашего подельника вряд ли возникнут проблемы с тем, чтобы раздобыть копию Aria Maestosa.

Приложение, как я уже сказал, открытое и кроссплатформенное (macOS, Linux, Windows). Подходящий вам инсталлятор или пакет легко отыскать на официальном сайте, даже не понимая английского языка. К сожалению, руководство на русский язык не переведено, но интерфейс самой программы перевод имеет.

Чем еще может похвастаться Aria Maestosa? Да, собственно, ничем больше. Это предельно простой и доступный редактор, отличающийся от двух других способами отображения нот в виде пиано-ролла и табулатур, что в некоторых случаях бывает крайне полезно. Пожалуй, это приложение даже не попало бы в обзор, не имей оно такой функции.

Если же для вас это не имеет никакой важности, вряд ли стоит заморачиваться и ознакамливаться с этой программой дальше приложенного скриншота

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector